Новости
23 Июня 2014, 12:20

Проблемы оборонного импортозамещения средней полосы

Декларации о максимально быстрой замене украинских поставок для оборонных предприятий России могут споткнуться о реальность — производство турбин к военным судам и двигателей для вертолетов за 3 года не восстановить.

В Казани на совещании с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса Татарстана министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сделал заявление о готовности плана по импортозамещению:

«Основная задача, которая стоит сегодня, — реализация программы импортозамещения. На сегодняшний день уже разработан и передан в правительство план по импортозамещению, и до конца июня с учетом детально проработанного плана мы завершаем работу над самой программой импортозамещения, которая версталась с вашим участием по согласованию с главным заказчиком — Министерством обороны РФ. Максимум за 2,5 года, по отдельным направлениям — за 3 года мы сможем реализовать поставленные задачи и обеспечить, помимо независимости, и экономический смысл этой программы — создавать добавленную стоимость».

Необходимость скорой реализации программы импортозамещения, особенно в сфере ОПК, возникла в ответ на известные события на Украине.

Пока предприятия сохраняли связи, Россия не спешила замещать военный импорт, хотя политических гарантий сохранения сотрудничества и военной тайны Украина не давала никогда. Легкомыслие Москвы привело к тому, что в условиях острейшего конфликта с США, НАТО и Украиной оборонка оказалась крайне уязвима.

На прошлой неделе украинский президент Петр Порошенко, выступая на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), категорически запретил сотрудничество с Россией в сфере ВПК.

Под давлением Запада новые украинские власти начали кампанию по полной остановке поставок продукции военного назначения в Россию. Уже в апреле Государственный концерн «Укроборонпром» приостановил военно-техническое сотрудничество с Россией. Тогда на совещании с руководством Днепропетровской и Запорожской областей (там находятся главные поставщики военной продукции в Россию) вице-премьер Ярема сделал сенсационное по откровенности признание о причинах, побудивших Киев остановить поставки в РФ:

«Наши партнеры из западных стран требуют остановки этого сотрудничества».

Исполняющий обязанности премьер-министра Украины Арсений Яценюк своим распоряжением в апреле отправил в отставку председателя правления госконцерна «Антонов» Дмитрия Киву — едва ли не единственного оставшегося в живых ученика Олега Антонова. Сам 71-летний Кива после этого решения был госпитализирован с инфарктом.

Готовность остановить заводы, на которых работают десятки тысяч человек (на одном только «Южмаше» — 7 тыс. сотрудников) показывает, что Киев будет выполнять волю Запада, невзирая ни на какие издержки. Наивно надеяться, что прагматические экономические соображения возьмут верх над прямым диктатом Запада новым украинским властям.

От разрыва сотрудничества Украины с РФ в сфере ВПК пострадают 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий. Доля России в сфере военно-технического сотрудничества Украины ранее составляла около 80\% от объема такой деятельности и ежегодно оценивается в 200 млн долларов. Доля Украины в российском ОПК составляла около 3,5\%. Это немного, но соседи поставляли России крайне важную продукцию.

Для Татарстана крайне критичны поставки с Украины по двум позициям:

1) Турбины к двигателям всех российских военных судов, которые делает ГП НПКГ «Зоря-Машпроект»;

2) Вертолетные двигатели производства компании «Мотор-Сич».

Сейчас известно, что на «Мотор-Сич» оказывается колоссальное давление. Пока что официальные представители компании декларируют:

«В настоящий момент компания „Мотор-Сич“ никаких официальных уведомлений о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией в части поставки двигателей не получала. Продукция без каких-либо перебоев проходит через границу. Двигатели оформлены как агрегаты двойного назначения, поэтому мы надеемся, что перебоев с их поставкой в дальнейшем также не будет».

Но нет никаких сомнений, что «Мотор-Сич» «дожмут». В Киеве стали раздаваться призывы к национализации запорожского завода, так как он вопреки запрету поставляет продукцию в Россию.

Руководство «Мотор-Сич» уже обратилось к населению региона с призывом вступать в добровольческие отряды для обороны завода от активистов Майдана, чтобы предотвратить его штурм. 70\% продукции «Мотор-Сич» экспортирует в Россию, и если не будут исполняться контракты, то 27 тысяч человек останутся без работы.

Ударит это, конечно, и по России. В случае прекращения поставок двигателей с Украины «Вертолеты России» вынуждены будут сократить производство почти в шесть раз, так как заменить их сейчас нечем.

Почему Россия оказалось такой уязвимой? На это есть несколько причин:

1. Историческая:

Двигатель ТВ3−117 — разработка советского времени, ленинградского ОКБ имени В.Я.Климова. В 1970 году серийным производителем двигателя был определен именно Запорожский моторостроительный завод. Более 40 лет именно там его и делают, непрестанно модернизируя и совершенствуя. Различными модификациями этой силовой установки оснащено 95\% вертолетов ОКБ Миля и Камова — боевые, военно-транспортные, транспортные: все вариации многоцелевых Ми-8/Ми-14/Ми-17/Ми-171, ударных Ми-24/Ми-35, Ми-28, Ка-50, Ка-52, корабельные Ка-27, Ка-29 и Ка-31, транспортные Ка-32.

2. Институциональная:

В российских реалиях все попытки импортозамещения вянут от так называемого «углеводородного фактора». Так, высокие технологии на Украине сохранили лучше, чем в России. И дело не только в том, что концентрация военных заводов на Украине выше. Просто украинскую экономику меньше затронуло «сырьевое проклятие». За 20 лет в РФ почти полностью забросили электронику и приборостроение: зачем, если можно качать нефть и газ, покупая все мало-мальски сложное за границей? Украина себе этого позволить не могла. В итоге сейчас в России Украина покупает в первую очередь газ, нефть и продукты ее перегонки (две трети импорта). В структуре же ее экспорта нам 40\% — продукция машиностроения.

Попытка запустить при массированном финансовом вливании государства с 2006 года производство вертолетных двигателей на ОАО «Климов» (Санкт-Петербург) пока не дала ощутимого результата. У «Климова» не хватает мощностей: Украина поставляет в Россию 150 таких двигателей в год, а «Климов» делает пока лишь 50.

Сейчас петербургских двигателей ВК2500И хватает только на оснащение новых ударных вертолетов России — Ми-28 и Ка-52. ВК-2500 ОАО «Климов» делает в кооперации с ММП имени Чернышева (Москва), Уральским заводом гражданской авиации (Екатеринбург), «Красным Октябрем» (СПб), КМПО (Казань) и УМПО (Уфа).

Но называть двигатель ВК-2500 российским в корне неправильно. «Климов» получает, опять-таки, от того же украинского «Мотор-Сич» полностью собранный двигатель ТВ3−117ВМА без системы управления, прикручивает к нему блок автоматического регулирования и контроля, а на выходе получается «российский» вертолетный двигатель ВК-2500. Вот и итог «напряженной» работы за целых 8 лет!

Так что заверения господ Рогозина и Мантурова об импортозамещении за 2−3 года носят характер, скорее, утешительных деклараций. Чтобы заменить основную военную продукцию, поставляемую из Украины, на отечественную, России необходимо от пяти до семи лет. А по наиболее сложным проектам, к примеру, как производство авиадвигателей, потребуется до 10 лет.

Альберт Бикбов

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: