Ни для кого не секрет, что в последние годы не только в нефтепереработке, но и в нефтехимии российские технологии отодвинуты на второй план, отечественные компании потеряли к ним всякий интерес. Собственники российских НПЗ аргументировали выбор в пользу западных технологий высокой глубиной переработки нефти (до 96%), а также возможностью работы НПЗ без ремонта на протяжении 5−8 лет.
Профессор В. Капустин, генеральный директор «ВНИИПИнефть», в своем докладе отметил, что российские технологии, со значительно меньшей глубиной переработки нефти, долгое время не могли конкурировать с западными. Однако ситуация меняется: высокая экспортная пошлина на нефть привела к росту нефтепереработки, потребности в перерабатывающих мощностях и рынку проектирования таких установок. Об этом свидетельствуют и статистические данные: за 2004 год нефтеперерабатывающие мощности увеличились на 5,6%, в то время как нефтедобыча выросла только на 2,7%, а экспорт нефти на 0,7%. Россия, занимая в мире второе место по добыче нефти, остро нуждается в модернизации 70% перерабатывающих мощностей. Несмотря на жесткую конкуренцию со стороны западных инжиниринговых компаний, повсеместного использования западного оборудования и технологий, есть ниша и для российских разработок.
Так, в области каталитического крекинга разработки «ВНИИПИнефти» могут составить конкуренцию зарубежным технологиям. Об этом свидетельствуют результаты тендера на проектирование Нижнекамского НПЗ, проведенного «Таифом». За последние 15 лет это первая установка, которая будет запущена в эксплуатацию в ноябре 2005 года, по российской технологии. Ряд предложений института по совершенствованию установок каталитического крекинга: системы прямоточного реактора, форсунок и др. позволили повысить выход бензина до 51−52% и снизить расход катализатора на 20%.
Гораздо хуже ситуация в области отечественных разработок по гидрокрекингу и изомеризации. В России крайне мало производят и экспортируют высококачественного бензина, в то время как потребность США в таком бензине за последние полгода выросла на 25%.
Профессор В. Школьников, генеральный директор ОАО «ВНИИ НП», отметил, что первоочередной задачей для разработчиков являются технологии, позволяющие получать топливо с низких содержанием олефинов, ароматических соединений и серы. Актуально получение низкозамерзающего дизельного топлива.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что Россия отстала в разработках новых эффективных катализаторов и присадок к топливам на 10−15 лет. Оба направления наукоемки и требуют значительных финансовых вложений.
Тормозит разработку новых технологий и отсутствие испытательного центра для новых видов топлива, оборудованного по мировым стандартам, и множество российских технических регламентов. Не проще ли испытывать топливо по европейским стандартам? Это вопрос участников круглого стола остался пока без ответа.
«ВНИИПИнефть» по примеру западных компаний постепенно уходит от чисто проектных работ, институт вынашивает планы стать инжиниринговой компанией и мечтает создать центр нефтепереработки и нефтехимии. Поможет ли в этом государство? Институт не подлежит приватизации, значит ли это, что правительство РФ заинтересовано в том, чтобы российские нефтеперерабатывающие технологии нашли применение на отечественных НПЗ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: