В последнее время очень большое внимание уделяется заявлениям новоизбранного президента США Дональда Трампа и его первым решениям.
Из знаковых решений уже реализована инициатива по выходу США из ТрансТихоокеанского партнерства, причем это решение вызвало довольно бурные обсуждения в финансовых и политических кругах. Но очень важно понимать, что Трамп, будучи практическим политиком, всегда будет вынужден балансировать между обещаниями и реальными действиями. Как гласит одна популярная и немного циничная поговорка: «Обещать — не значит жениться».
Соглашение о ТрансТихоокеанском партнерстве, которое долго и тяжело готовилось там (практически 8 лет шла подготовка к его подписанию) так и не было ратифицировано Соединенными Штатами (и, кстати, некоторыми другими странами, подписавшими это соглашение). Оно де-факто не работало. Именно поэтому отказ от этого соглашения, с одной стороны, громко звучит, с другой стороны — экономических последствий не имеет в принципе. Отмена того, что не работало, естественно, никаких последствий вызвать не может.
В остальном же нужно посмотреть на то, какие реальные решения (причем под реальными подразумеваются решения, которые имеют экономические последствия) будут приняты. И как только таких решений будет накоплено достаточно много — действительно появится хорошая возможность анализировать дальнейший сценарий.
Пока можно предположить, что наверняка будут сняты все ограничения в области добычи углеводородов (вот здесь выборные декларации Трампа совпадают с интересами мощной отрасли с очень сильными лоббистами). Для России это важно с той точки зрения, что, если США удастся полностью отказаться от закупки нефти за пределами страны, то это означает появление на рынке от 2 до 3 миллионов баррелей в сутки «дополнительной» нефти. Стоит напомнить, что осенью 2014 года выход на рынок «дополнительных» 3,5 млн баррелей нефти в сутки привел к тому, что цены на нефть упали на некоторое время в три раза. Потом эти цены частично восстановились, но, тем не менее, пиковое падение было более чем троекратным.
Поэтому это фактор, в случае его реализации, безусловно, окажет влияние на мировой нефтяной рынок и на все макроэкономические показатели России. Но даже если это произойдет, то не сиюминутно. Потребуется как минимум пара лет для того, чтобы нарастить объем производства нефти внутри США. Причем первый «лишний» миллион баррелей в сутки можно получить достаточно быстро, а вот в дальнейшем потребуются и масштабные инвестиции, и масштабные инженерные работы для того, чтобы производство нефти покрыло все потребности такой большой экономики как Соединенные Штаты Америки.
Впрочем, главная среднесрочная интрига, связанная с призраком, который бродит по всему миру, с призраком трампономики, — это отношения между вновь избранным президентом г-ном Трампом и главой Федеральной резервной системы. Не исключены некоторые противоречия.
С одной стороны, ФРС необходимо нормализовать денежно-кредитную политику, уже много лет все ждут, что эти меры будут реализованы. С другой стороны — для реализации многих инициатив г-на Трампа необходимо продолжение политики «дешевых денег». Собственно говоря, то, как будет разрешаться это противоречие, и определит сценарий относительно динамики процентных ставок и, соответственно, динамики цен на углеводороды и многих-многих других показателей.
Мне кажется, что оказать заметное давление на главу ФРС у Трампа не получится. Связано это с тем, что в 2018 году срок полномочий Джанет Йеллен подходит к концу. Это обстоятельство делает гораздо более независимыми те решения, которые, возможно, будут приниматься в ФРС; оно делает главу ФРС, подобно шекспировскому Гамлету, очень смелой, способной принимать решения, не сильно оглядываясь на одобрение президента. Степень формальной автономности ФРС от исполнительной власти в США и без того достаточно высокая. Эта комбинация факторов делает наиболее вероятным сценарий, по которому мы можем увидеть от 2 до 4 повышений ключевой ставки в США в течение 2017 года. Уровень безработицы в США находится на достаточно низких уровнях, что потенциально развязывает ФРС руки в политике повышения процентных ставок. И не исключено, что уже в ближайшие месяцы этот процесс стартует.
Если это случится и если число повышений будет достаточно значительным, допустим, три или четыре, то не исключено значительное падение американских биржевых индексов, падение индекса рынка
недвижимости и укрепление доллара США ко всем мировым валютам. Но сделать прогноз такого рода точнее можно будет только тогда, когда мы увидим первое решение по ставке со стороны ФРС уже при новом президенте.
Сергей Хестанов,
советник по макроэкономике «Открытие Брокер»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: