С помощью сервиса Google Insights for Search была изучена динамика запросов пользователей Google по ключевым словам «кризис», «работа», «бизнес» и «интернет» в период с марта по май 2009 года, чтобы выяснить, как повлияла экономическая ситуация на интересы россиян.
Кризис: смех сквозь спады
Мировой экономический кризис продолжает оставаться главным вопросом для миллионов интернет-пользователей. Первые 9 из 10 самых популярных запросов, содержащих слово «кризис», имеют непосредственное отношение к экономическому кризису, его влиянию на Россию и прогнозам его дальнейшего развития в 2009-м.
Однако, похоже, что интерес пользователей к теме кризиса постепенно ослабевает, а на повестку дня выходят новые, подчас неожиданные, темы. С марта по май 2009 года самым быстрорастущим запросом со словом «кризис» стал не «экономический» или «финансовый», а… «карибский кризис» — этот запрос неожиданно показал 130-процентный рост. А третьим по важности кризисом оказался «кризис среднего возраста», прибавивший 70\% популярности.
Тем не менее, пользователи обеспокоены прогнозами нового витка кризиса, обусловленного возможными проблемами с погашением значительных сумм кредитов предприятий и частных лиц банкам. Запрос «банковский кризис» стал вторым самым быстрорастущим запросом за период, показав прирост в 80\%.
Несмотря на общий спад экономической активности, весьма показательно то, что количество запросов «бизнес в кризис» выросло на 70\%. Компании и предприниматели продолжают искать новые стратегии и эффективные способы ведения бизнеса в кризисный период.
Особо мы хотим отметить, что в число самых быстрорастущих «кризисных» запросов вошли и «анекдоты про кризис», которые выросли на 40\%. В России анекдоты часто становятся своеобразной защитной реакцией на происходящие события. А, как известно, то, над чем можно посмеяться, становится немного менее страшным.
Работа: в поисках возможностей
По оценкам экспертов, после первой кризисной волны сокращений, весной рынок труда продемонстрировал некоторое оживление — в том числе обусловленное сезонностью рынка и возможностями дополнительного заработка в летний период.
Запрос «работа на лето» — самый быстрорастущий за весенний период — вырос за три весенних месяца в пять с половиной раз (550\%). Как мы предполагаем, к числу студентов и школьников, которые, как правило, ищут возможность подработки на летние каникулы, могли добавиться и люди, лишившиеся постоянной работы и изыскивающие возможности сезонного или даже разового заработка (запрос «разовая работа» вырос на 130\% — 3-е место в списке самых быстрорастущих запросов). Особо стоит отметить трудолюбие и сознательность молодежи — в 10 самых быстрорастущих запросов входят «работа для подростков» и «работа для школьников».
Растущий интерес пользователей также вызывает и возможность найти работу в рамках масштабной подготовки и строительства объектов к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году. Запросы по этой теме заняли 6 и 8 место в списке самых быстрорастущих запросов. Неожиданным стал всплеск интереса к работе в Кирове — 5-е место и 60-процентный рост.
Бизнес: особенности национального предпринимательства
Как ни странно, в непростых экономических условиях многие продолжают задумываться о создании собственного дела. «Готовый бизнес план» является как самым популярным запросом в период с марта по май, так и самым быстрорастущим. А второе место в списке самых популярных запросов занимает «малый бизнес», который, как полагают многие бизнес-аналитики, может стать локомотивом выхода из кризиса.
Российские пользователи по-прежнему изучают информацию, связанную с созданием «своего бизнеса» (4-е место в списке самых популярных запросов) и находятся в поиске новых «идей для бизнеса» (6-е место там же). В целом данные говорят о том, что интерес к созданию собственного дела и уровень предпринимательской активности в России остаются высокими. Что бы ни происходило, россияне продолжают искать возможности для создания в стране успешного бизнеса. Запрос «бизнес в России» вошел в число как самых популярных, так и в число самых быстрорастущих.
Интернет: спрос рождает предложение
Бизнес всегда следует за своими потенциальными потребителями, однако где сегодня потребители собираются потратить деньги с учетом тенденции к сокращению расходов? Судя по запросам пользователей, все больше и больше россиян приходит за покупками во Всемирную сеть.
Самым популярным запросом, содержащим слово «интернет», за три весенних месяца стал «интернет-магазин». В 10-ке самых популярных эти запросы встречаются дважды — «интернет-магазины» и «интернет-магазин одежды» — на 7 и 8 местах соответственно. Также дважды онлайновые магазины встречаются и в 10-ке самых быстрорастущих запросов — российские пользователи хотят приобретать онлайн не только одежду, но и обувь. Соответствующие запросы оказались на третьей и пятой позиции, прибавив по 90 и 60 процентов.
И, похоже, что в данном случае потребительский спрос действительно формирует бизнес-предложение. Вторым самым быстрорастущим запросом со словом «интернет» стал запрос «создать интернет-магазин», практически удвоившийся за рассматриваемый нами период.
Кроме того, динамика запросов показывает, что российские предприниматели действительно заинтересовались интернетом, как способом увеличить эффективность своего бизнеса и его прибыльность. В числе самых быстрорастущих запросов на четвертой позиции оказался «интернет-реклама», показавший 60-процентный прирост, а на шестой — «интернет-маркетинг», выросший на 50\%. Эффективность онлайн-рекламы и ее доступность для бизнеса практически любого размера позволяют надеяться, что покупатели и продавцы теперь могут легко найти друг друга в пространстве рунета.
Тренды: осторожный оптимизм
Мы не знаем, как долго продлится кризис и близки ли мы к его завершению. Однако снижение интереса к теме кризиса, возможно, говорит о том, что шок от резкого ухудшения экономической ситуации позади. Некоторые исследования говорят даже о небольшом повышении потребительского оптимизма. Возможно, такой рост является неустойчивым и временным, однако аналитики утверждают, что вывести экономику из кризиса сможет именно рост «оптимизма» — потребителей, инвесторов и предприятий.
Фото — сайт informatio.ru.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: