Ситуацию мало спасает даже то, что реально было достигнуто в процессе реализации первой Программы. Это и открытие 1213 (48,4\%) общеобразовательных татарских школ в республике, обучение в которых ведется по специальному плану. Из них 1132 — это сельские школы, и только 81 — школы в городе. В 455 школах с контингентом учащихся различных национальностей открыто 2814 татарских классов. В прошедшем учебном году 51\% всех детей-татар республики обучалось на родном языке (в 1992 году этот показатель равнялся 20\%), а в татарские первые классы поступило 58\% детей из татарских семей.
Однако сегодня все больше дает о себе знать тот диссонанс, что в сельских школах охват обучением на татарском языке составляет 65,6\%, а в городских — только 39\%. Кроме того, всего в 10 училищах и лицеях (10\% от общего количества в республике) 1933 учащихся (7\%) изучают 15 специальных предметов на татарском языке, что составляет лишь 5\% от общего количества специальных предметов. При этом в школах работают около 7300 учителей татарского языка и литературы, а русский язык и литературу преподают 5300 учителей.
Такие нестыковки в реализации мероприятий Программы, как признаются специалисты, в первую очередь обусловлены тем, что десять лет назад все приходилось начинать в прямом смысле «с нуля». Особенно болезненно стоял кадровый вопрос — учителей татарского языка не было вообще. Не было также и учебников, методик преподавания татарского языка, поэтому чаще всего шли путем проб и ошибок. Конечно, и сегодня строго определенных методов преподавания также не существует — однако обилие учебников для русскоговорящих детей и для татароговорящих хотя бы позволяет делать свободный выбор.
Сегодня признано: обучение татарскому языку не должно и не может проходить в ущерб изучению детьми русского. Согласно учебным планам количество часов, выделяемых для изучения русского языка, сегодня в РТ полностью соответствует федеральному стандарту. Более того, попыток к урезанию этих часов больше в республике не будет.
Также по окончанию первой Программы можно говорить о том, что в республике стал действительно соблюдаться принцип равенства разных наций на деле. Так, в республике функционирует 19 школ с этнокультурным русским компонентом обучения, насчитывается 146 чувашских, 44 удмуртских, 23 марийских, 4 мордовских школы, а также 34 воскресные школы.
Главной проблемой, которую не удалось решить за десять лет, по мнению разработчиков новой Программы, остается то, что использование татарского языка в процессе обучения в вузах и училищах происходит далеко не в полной мере. Действительно, в заведениях начального профессионального образования на татарском языке обучаются лишь 5\% учащихся. А уровень преподавателей татарского языка и литературы в средних специальных учебных заведениях также низок: только 32\% из них имеют специальное высшее образование. Кроме того, по той причине, что Совет ректоров РТ не разработал нормативную базу и механизмы реализации национально-регионального компонента — часы татарского языка вузы отдают на другие предметы. А если бы в высшей школе было налажено преподавание языка на должном уровне, то армию обучающихся на татарском пополнили бы 150,4 тыс. студентов.
Сегодня же из вузов выходят всего около 10\% выпускников, знающих литературный татарский язык. В большинстве вузов отсутствуют условия для сдачи вступительных экзаменов на татарском языке. И хотя вопрос целесообразности охвата татарским языком всех специальностей высшей школы и прежде всего естественных и технических до сих пор продолжает обсуждаться, и наиболее часто высказывается мысль, что можно было бы ограничить сферу использования татарского языка в высшей школе гуманитарными специальностями и специальностями, предполагающими общение с населением, тем не менее невозможность татароговорящих школьников продолжить обучение в вузе на родном языке сильно беспокоит специалистов.
С учетом всех этих проблем в Государственной программе Республики Татарстан по изучению, сохранению и развитию государственных языков народов Республики Татарстан на 2004−2013 годы обозначены пути решения задач принципиального характера, исходя из возможностей учебных заведений республики, которые будут финансироваться из бюджета республики на 121 млн. 802 тыс. рублей.
Вопрос введения в Татарстане двуязычия уже достаточно долго обсуждается специальными отделами министерств и ведомств. Новая Программа развития языков народов РТ, принятая в третьем чтении в конце января этого года, предусматривает создание координирующего органа по внедрению двуязычия. Ввиду того что сегодня билингвальность нашего общества все-таки больше номинальная (отсутствуют доступные курсы татарского для желающих, особенно для взрослого населения, сервис в сфере потребительских услуг редко отвечает языковым потребностям татароговорящего населения, да и не все информационные источники имеют аналоги на татарском), на эту организацию возлагаются большие надежды. Тогда и будет понятно, с кого спрашивать за то, что коренные носители языка, занимающие высокие государственные должности, на официальных мероприятиях только делают реверанс в сторону татарского языка, а затем продолжают выступление на русском, потому как надлежащий перевод отсутствует.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: