В минувшие выходные в казанском IT-парке прошел мастер-класс, посвящённый вопросам запуска стартапа в Кремниевой Долине. Собственным опытом с собравшимися поделились предприниматели, уже накопившие опыт развития бизнеса в США.
Идея? Идея!
Открыл мастер-класс основатель и директор компании SkillsCloud Inc. Руслан Гайнанов, название доклада которого говорило само за себя — «Мы тоже набили шишки». Гайнанов рассказал собравшимся о собственном проекте — B2B-стартапе, позволяющем предпринимателям занять временно свободных сотрудников в проектах других компаний.
«Наши клиенты — IT-компании или IT-подразделения, ведущие проектную деятельность, в которых есть межпроектный простой. Люди оказываются в ситуации, когда попросту сидят на скамейке. Идея нашего бизнеса проста — мы публикуем информацию о временно доступных трудовых ресурсах и обеспечиваем транзакцию рабочей силы», — пояснил Гайнанов.
«Если тебе это мешает, скорее всего, тебе это не нужно»
От интересной идеи, с чего собственно и должен стартовать любой бизнес, спикеры перешли к практическим рекомендациям.
Директор по развитию компании SkillsCloud Inc. Марат Багаутдинов, рассказывая о тонкостях роста стартапов в США, поведал, что рынок B2C куда проще, в отличие от консервативного B2B, с его тяжестью корпоративных взглядов, регламентов и устоев. Для западного рынка одним из главных факторов является «масштабируемость». Предпринимателю еще предстоит доказать, что его компания или идея жизнеспособна. Причем в разных регионах.
«Если компания хорошо работает в одном регионе, то она должна продемонстрировать те же показатели в другом», — предупредил Марат Багаутдинов, и перешел к юридическим вопросам работы стартапа в США.
Американских юристов Багаутдинов окрестил «самыми циничными людьми». Как оказалось, окрестил неспроста.
«К примеру, корпоративный юрист возьмёт уйму денег за регистрацию компании, — пояснил эксперт и добавил, что чаще стартапы в США регистрируются по типу отечественного акционерного общества».
Подметил Марат Багаутдинов и изменения, характерные для умов стартаперов: «Сейчас лучше владеть 10% с миллиарда, чем 80% с миллиона». Иными словами, основателю проще отдать огромную долю проекта инвесторам. Деньги следует подготовить и для визового и патентного юристов. Если компания обладает технологической составляющей, то, конечно, её придётся защитить. Ценники по решению этого вопроса стартуют в Америке от $ 2 тысяч.
Помимо решения юридических и практических вопросов перед стартапером встает и необходимость финансовых расчетов с контрагентами. По заверениям эксперта, в Штатах с этим всё гораздо проще. Объясняя разницу между российским и американским опытом работы с банками, Багаутдинов сравнил банковские платёжки. В России они стоят считанные рубли, в Америке — $ 25. Разница ощутима. Не удивительно, что американцы работают с пэйчеками.
«В США настолько хорошо развита почтовая служба, что все транзакции идут чеками в конверте по почте. Последняя играет огромную роль не только в жизни рядового американца, но и компаний», — отметил эксперт.
Что касается бухучета, то его, как рассказал Багаутдинов, большинство стартаперов самостоятельно не ведут, а передают на аутсорсинг.
В целом, детально рассказывая о вопросах и проблемах, которые приходится решать предпринимателям в США, Марат Багаутдинов сформулировал и американский принцип стартаперов: «Если тебе это мешает, скорее всего, тебе это не нужно».
Как в Америке бизнес выращивают
Далее спикеры перешли к рассказу о многочисленных бизнес-инкубаторах в США. Одним из таких инкубаторов по выращиванию бизнеса является «PlugandPlayTechCenter». История основателя этого центра похожа на Американскую мечту — начинал он с продаж персидских ковров и очень вовремя сдал в аренду свободные площади компании Google, а оплату взял акциями. Понятно к чему это привело в скором времени. К слову, ковры и по сей день остаются его бизнесом.
Чтобы вырастить бизнес в Америке, предприниматель должен быть готов к ряду проблем. «Главное — научиться эти проблемы решать», — отметил Марат Багаутдинов и дал несколько практических советов.
Нужно найти о фис?
«В Силиконовой Долине наблюдается большая охота за площадями. На первом этапе развития компании не обязательно иметь свой офис, который, к тому же, обходится не дёшево. Альтернативным решением может стать аренда почтового адреса с услугами call-center».
Где стартаперу жить?
«Команды часто арендуют дома в целях экономии и живут там вместе. Аренда комнаты может стоить около $ 2 тысяч (примерно 70 тысяч рублей) в самом PaloAlto, поэтому эта проблема остаётся самой актуальной из-за высоких цен на недвижимость».
Что делать, если нет программистов?
«Искать их на родных просторах или на пространстве СНГ и работать удаленно. Местные программисты чрезвычайно дороги. Но это полбеды, даже за деньги найти их сложно».
Как остановить переманивание профессионалов?
«Российский стартап может привезти своих специалистов, но через некоторое время ни одного не останется. Подобный случай, по слухам, произошёл с „Яндексом“, когда они привлекли программистов из России, но через полгода часть из них ушли работать в местные компании ИТ-гиганты».
Где искать деньги?
«Сейчас в долине настолько много денег, что не составляет труда привлечь их на этапе посевных инвестиций при соблюдении определенных условий. Сложнее с последующими этапами, ведь не только много денег, но и проектов — у инвесторов есть выбор куда вкладываться. И надо очень постараться, чтобы вложили именно в вашу идею».
Вопросов, которые предстоит решить стартаперу, махнувшему в Штаты, как видим, немало. Однако и плюсы перемещения бизнеса в Кремниевую Долину также имеются. По словам Марата Багаутдинова, это привлекательная экосистема, общение профессионалов, доступность экспертов и информации. В России коммуникативная среда лишена некоторых возможностей.
Завершил мастер-класс директор компании TalentCloud Илья Грюер, отметив специфику работы американских университетов. По его словам, университеты в Штатах стали одним из звеньев цепи создания стартапов, благодаря чему из года в год все больше выпускников предпочитают начать построение собственного бизнеса, нежели стать наемными работниками.
Безусловно, организаторы мастер-класса отпилили для казанских слушателей лишь кусочек айсберга. Кусочек, о котором, тем не менее, должен знать каждый предприниматель, решивший создать в Кремниевой Долине собственный амбициозный проект.
Станислав Романов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: