Если в 2005 году эксперты Агентства по страхованию вкладов отмечали, что на выбор банка россиянином более всего влияли третьи лица (54\% выбирали банк по совету знакомых или по инициативе работодателя, открывавшего им зарплатный счет), то в конце 2006 года советы слушают лишь 28\% россиян, а еще примерно столько же ориентируются на «географический» фактор: удобно ли добираться до ближайшего банковского офиса.
Ловля Сетями
Для банков, начавших великий поход за розницей, количество офисов становится одним из главных устремлений развития. Практически все кредитные учреждения увеличивают сети — прежде всего в Москве. Лидерами этого процесса в минувшем году стали Юниаструм Банк (за год количество его «точек» в столице России увеличилось с 44 до 77), Банк Москвы (с 59 до 84), Мастер-банк (с 40 до 50), «Авангард» (с 17 до 36), Ситибанк (с 16 до 30).
Количество допофисов возросло практически у всех игроков рынка. Исключение составляют Промсвязьбанк, число офисов которого в Москве осталось неизменным (27) и несколько банков, сети которых сократились. Росбанк закрыл три офиса из числа унаследованных от «Первого ОВК» и сегодня обладает в Москве 48 «точками», на восемь офисов стала меньше сеть «УралСиба», «сворачивается» сеть МДМ-Банка (из 82 офисов осталось 49).
В Петербурге — схожая картина. Лидером по объемам сети здесь является Восточно-Европейская финансовая корпорация (ВЕФК), объединяющая Банк ВЕФК, Инкасбанк, Петро-Аэро-Банк и Рускобанк. 173 офиса ВЕФК, многие из которых разместились не только в деловых, но и в спальных районах, покрывают Северную столицу так плотно, что скоро эту сеть можно будет сравнивать со сбербанковской. ВЕФК делает ставку на небольшие офисы (50−60 кв. м, пять сотрудников). Вслед за ВЕФК в Петербурге быстро «осетевает» Балтийский банк, который имеет 30 «точек» и, по словам участников рынка, активно занимается подбором дополнительных площадей. Третьим по масштабу офисной сети в Петербурге стал Промышленно-строительный банк — 25 офисов.
«Точки», «точки», запятая…
Москва и Петербург остаются центрами сосредоточения российского банкинга, и до недавнего времени банкиры старались занять выгодные места именно здесь. Начавшийся год, судя по всему, станет переломным в географии развития.
Практически ни один банк на достигнутом останавливаться не хочет, многие публично объявили о планах открытия новых офисов и филиалов, прежде всего в провинции. Промсвязьбанк в этом году намерен «войти» в 13 регионов России, а в Москве открыть пять новых допофисов. Райффайзенбанк в 2007-м собирается увеличить свою сеть в регионах. Банк «Зенит» планирует открыть 2−5 новых допофисов в Москве и 5−7 филиалов в провинции. Андрей Бородин, президент Банка Москвы, на днях заявил о планах банка открыть в 2007-м ряд новых офисов в столице. В прошлом году его сеть пополнилась 27 новыми подразделениями. В гонку включаются и новички розничного сектора.
В «гонку за сетью» включаются и новички розничного сектора. Например, СМП-банк, который в минувшем году получил лицензию ЦБ на работу с физлицами и вошел в Систему страхования вкладов. По словам Максима Егунова, советника предправления СМП-банка, в течение ближайших трех месяцев число столичных допофисов банка увеличится почти вдвое (с 5 до 9), а к 6 филиалам в Петербурге, Челябинске, Калуге, Брянске, Нальчике и Пензе добавятся офисы в Калининграде, Курске, Рязани и Самаре. «В перспективе мы планируем создать в Москве сеть из 30 дополнительных офисов, — говорит Егунов, — а также открыть собственные подразделения в каждом крупном городе европейской части России».
Провинциальные банки ограничивают развитие сетей своим городом или регионом, но и здесь встречаются игроки, энергично раскидывающие «паутину». Например, казанский «АК БАРС» Банк (АББ), сеть которого включает 241 «точку», в 2007 году намерен открыть еще 86 офисов и выйти в новые для этой кредитной организации регионы: Томск, Кемерово, Уфу, Киров, Волгоград и Краснодар. «Стратегическая цель — трансформация в универсальный банк общероссийского масштаба», — говорит Равиль Гарибзянов, директор департамента регионального бизнеса АББ. Соответственно, развитие сети банк числит в числе приоритетов своей политики.
Банковские метры
Объявления вроде «Одинокий банк снимет удобное помещение» (кстати, подобное висело некоторое время на сайте Юниаструм Банка) — пока редкость. Банки предпочитают «сажать» свои офисы всерьез и надолго, приобретая помещения в собственность. По словам банкиров, обычно вариант аренды помещения рассматривается только в том случае, если офис нельзя приобрести. В этом случае принципиальным становится время: большинство банков готовы снимать помещения под офис только на долгий срок. Например, Промсвязьбанк предложения со сроком аренды менее 7 лет вообще не рассматривает. Банкиры не хотят раздражать клиентов частыми переездами или тем паче оставлять конкурентам насиженное место, к которому привыкли люди.
Впрочем, у всякого правила есть исключения: в ряде банков корпоративная стратегия не подразумевает приобретения помещений в собственность. Райффайзенбанк все свои офисы в Москве арендует, ДжиИ Мани Банк и петербургская корпорация ВЕФК также не чураются арендованных помещений.
По мнению специалистов, в среднем открытие классического банковского допофиса обходится в $ 1−1,2 млн. Обычно допофис сдается под ключ за 2−4 месяца; его содержание, включая зарплату персонала, обходится в $ 400−500 тыс. в год.
Персонал часто составляет куда большую проблему для банка, чем обретение и оснастка помещения. Даже обычно сдержанные в освещении проблем банкиры отмечают, что это, как выразился шеф Райффайзенбанка Йоханн Йонах, «непростой момент».
Бурное развитие банковских сетей неадекватно людским ресурсам в этой сфере. Крупные банки выходят из положения, организуя обучение в собственных корпоративных учебных центрах. Так, в «Зените» действует специальная программа внутренней ротации и развития кадров, за счет которой решаются многие проблемы, связанные с наблюдаемым на рынке дефицитом квалифицированного персонала. Например, положительно зарекомендовавшему себя кассиру могут предложить пройти дополнительное обучение с перспективой, скажем, стать кредитным офицером по работе с розничными клиентами. В то же время средние и малые банки доверяют этот вопрос кадровым агентствам, а уже потом «дотягивают» новичков на всевозможных семинарах и тренингах.
В последние годы банки стали частично удовлетворять кадровый голод за счет самих клиентов, открывая пункты самообслуживания и «обучая» банкоматы не только выдавать купюры, но и выполнять иные операции. Автоматизм многим пришелся по вкусу: например, погашение значительной части потребкредитов в «Русском стандарте», Альфа-банке или Ситибанке производится именно через автоматы с функцией приема кредитных платежей. Однако банки предпочитают дополнять возможности своих полноценных офисов «автоматическим банкингом», а не подменять одно другим.
Не ищем легких путей
Пополнение банковских сетей происходит в основном за счет открытия полноценных допофисов, предоставляющих весь или почти весь спектр услуг головного банка. Увлечение так называемыми легкими сетями, наблюдавшееся в 2004—2005 годах, постепенно сходит на нет.
Традиционно под понятием «легкая сеть» подразумевают мини-офисы («точки» на два-три операционных места, расположенные в торговых комплексах), специализированные офисы (например, занимающиеся только ипотекой) и оперкассы (операции с наличными, обмен валюты, переводы, платежи сотовым операторам). Года два назад «легкие сети» стали излюбленной игрушкой многих банков, ныне ситуация изменилась.
«Практика развития мини-офисов не получает распространения, равно как и оперкасс, число которых в 2005 году существенно выросло, а в 2006-м столь же резко сократилось», — говорит Михаил Смирнов, представитель компании «Финист», завершившей недавно маркетинговое исследование банковских сетей. По его данным, в прошлом году увеличение «паутин» шло в основном за счет открытия полноценных допофисов. Число мини-офисов осталось неизменным, а количество оперкасс сократилось в два раза. Многие банки, напиравшие на «легкие сети» (например, Юниаструм Банк), ныне преобразуют их в систему полноценных допофисов.
«Это закономерный процесс, — считает Владимир Киевский, вице-президент Ассоциации российских банков. — „Легкие сети“ часто выполняют роль „зондирования“ перспектив рынка банковских услуг в данном микрорайоне. И по мере выявления устойчивой перспективы на их базе создаются классические офисы».
Однако наблюдатели полагают, что это вовсе не означает, будто «легкие сети» умрут в принципе. Просто они занимают более адекватное место в общем объеме «паутин». И по-прежнему есть банки, активно развивающие именно «легкие сети», например, «Авангард», Импэксбанк, Банк Москвы, «Зенит».
Terra incognita для российских банков по-прежнему остаются огромные пространства метрополитена. Первой ласточкой на этом поприще в Москве стал Банк Москвы, открывший несколько кредитных мини-офисов на некоторых станция столичного метро. Пока это скорее рекламный, чем прибыльный шаг: люди не спешат брать метро-ссуды и банку пришлось в рекламных целях даже пойти на снижение процентной ставки по «подземным» кредитам. Однако метро продолжает в перспективе привлекать отечественных банкиров: питерские финансисты уже зондируют на сей счет почву, хотя пока, по словам одного из источников, «процесс идет туго». Казанский АББ ограничился установкой в новоиспеченном казанском метрополитене своих банкоматов.
Сколько их надо?
Пока конца развитию банковских сетей не видно. «Даже в Москве на один банковский офис приходится населения в десять раз больше, чем в Германии, — говорит Владимир Киевский. — Емкость рынка банковских услуг еще велика: достаточно взглянуть на очереди в офисах Сбербанка, особенно в спальных районах».
В целом по России банковские «точки» по-прежнему в дефиците: на каждую из них приходится от 25 до 28 тыс. человек. Поэтому банкиры солидарны в оценке: сетям расти! Быстро, но не резко. «Основа банковских сетей у всех основных игроков рынка уже заложена, — полагает Станислав Пащенко. — Более 10 филиалов в год вряд ли смогут открывать даже лидеры рынка, поскольку в результате агрессивной экспансии могут пострадать качество и надежность: существуют ограничения на рынке недвижимости, кадров
Впрочем, проникновение в малые города, по мнению специалистов, может осуществляться и иными путями, без открытия офисов. Например, Михаил Смирнов полагает, что работа банков в небольших городах и поселках может быть организована через брокеров. В этом случае, предполагает аналитик, при крупных банках могут выстроиться аффилированные брокерские структуры. Один из лидеров кредитного рынка — «Хоум Кредит» — вообще не строит сеть офисов, он предпочитает работать через систему представительcтв, а с прошлого года вступил на совершенно новую стезю — выдачу кредитов через почтовые отделения. Впрочем, такие инструменты, полагают банкиры, хороши для монопродуктовых банков (например, для ориентированных на какой-то вид кредитов), а в целом «это не наш метод».
«Развитие на пути сотрудничества с брокерами возможно и даже может принести быстрые результаты, — говорит Станислав Пащенко из „Зенита“ — Но это не метод стратегического развития».
А стратегическая линия по-прежнему в открытии все новых и новых банковских офисов, тем паче что для многих банкиров развитие сетей стало залогом будущей успешной продажи бизнеса. Многие эксперты отмечают, что величина сети и объем кредитного портфеля все чаще становятся главными аргументами в пользу выбора того или иного банка западными покупателями, оттесняя даже классические показатели финансового бизнеса.
«Последние сделки по приобретению западными банками контрольных пакетов российских банков наглядно показали, что величина филиальной сети существенно сказывается на капитализации, — отмечает Егунов. — Покупатели не скрывали, что ориентировались именно на развитую сеть. При покупке рыночная цена многофилиального банка может удвоиться, а если филиальная сеть будет охватывать наиболее перспективные либо репрезентативные рынки — даже утроиться».
Участники таких сделок подтверждают эту мысль. Йоханн Йонах заявил в интервью «BusinessWeek Россия», что для Райффайзенбанка при решении о приобретении Импэксбанка немаловажную роль сыграла его развитая филиальная сеть: «С покупкой Импэксбанка мы выигрываем как минимум четыре года в сравнении с органической стратегией развития филиальной сети в России».
Так что ближайшие годы явно пройдут под знаком «банкизации» страны, но вслед за развитием сетей наблюдатели предрекают появление новых актуальных проблем для российских банков. Одной из них станет система подготовки среднего и младшего персонала. «На банкира» в России учат в престижных вузах, «на клерка» не учат нигде.
ИНФОГРАФИКА
Свой банк ближе к телу
Выбирая банк, россияне прежде всего ориентируются на удобное расположение офиса
Главные факторы, влияющие на выбор банка клиентами | |
Удобное месторасположение офиса | 26\% |
Счет в банке открыла организация-работодатель | 14\% |
Советы друзей и знакомых | 12\% |
Источник: Агентство по страхованию вкладов.
«Точка» за миллион
Открытие каждого допофиса требует от банка солидных расходов
Стоимость банковского открытия допофиса, | $ 1−1,2 млн. |
Покупка помещения | $ 500−700 тыс. |
Ремонт помещения, оформление в едином корпоративном стиле | $ 200−300 тыс. |
Оснащение допофиса банковской техникой, охранными системами и необходимой инфраструктурой коммуникаций | $ 150−250 тыс. |
Источник: экспертная оценка «BusinessWeek Россия».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: