Как доложил Борис Павлов, министр экономики и промышленности РТ, проведенный анализ реализации и потребления алкогольной продукции в республике показал изменение структуры потребления. Постепенно приоритеты населения смещаются в сторону низкоградусной алкогольной продукции.
Водку и другие крепкие напитки татарстанцы предпочитают от местных производителей, а слабоалкогольную продукцию — из российских регионов или из стран ближнего зарубежья (Румынии, Молдавии, Ставропольского края и Кавказа). Среди крепких напитков растет реализация коньяков и водки 1 и 2 ценовых групп, потребление дешевой продукции сохраняется на прежнем уровне.
Более высокие (на 12%), чем у соседей, отпускные цены на спирт делают неконкурентоспособной местную продукцию. Одновременно с притоком алкогольной продукции из-за пределов РТ снижаются объемы местного производства, производственные мощности отрасли. Так, незакончено строительство Буинского спиртового завода, которое влияет на объемы поставок всего объединения «Татспиртпром». С мая 2005 года производство будут осуществлять только филиалы объединения. От простоя спиртзаводов ежемесячно спиртовая промышленность РТ терпит убытки 15 млн. рублей, что сказывается и на себестоимости продукции.
По словам министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиза Салихова, рынок пивной продукции также переживает застой. За 2004 год в республике реализовано 16,2 млн. дал пива — 101,3% к уровню 2003 года. Доля пива местного производства в общем объеме реализации составила 69,1%. По итогам 4 месяцев 2005 года на потребительском рынке наметилось снижение объемов реализации, а доля местного производства составила 62,5%. Потребление этого напитка на душу населения в республике составляет 45 л в год.
Среди основных причин, повлиявших на сложившуюся в отрасли ситуацию, называли негибкую ценовую политику предприятий, неэффективную маркетинговую стратегию, неэффективные системы качества, влияние на рынок теневого оборота алкоголя и значительный рост цен на спирт, отпускаемый заводами ОАО «Татспиртпром».
Министры экономики и торговли рапортовали, что реализация программы идет успешно, чем вызвали возмущение премьера. «Как мы выполняем программу, — распалился он, — если мы теряем рынки сбыта, если стоят заводы. Был всплеск в 2004 году, а сегодня опять упускаем позиции, затухает имеющийся потенциал». Премьер Минниханов призвал к радикальным мерам, поскольку в республике существует потребность, чтобы ликероводочная продукция была изготовлена республиканскими товаропроизводителями, ведь она — основной источник доходов бюджета республики. Но конкретных предложений и решений на совещании так и не было высказано. Министры оказались неготовыми ответить на вопросы председателя заседания.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: