Предприятия Татарстана к цифровой трансформации «готовы на троечку», заявил в ходе заседания правительства республики глава минпромторга Альберт Каримов. Совещание прошло 21 сентября в рамках стартовавшего в столице Татарстана международного форума Kazan Digital Week.
Наиболее продвинутыми и подготовленными в вопросах цифровизации являются нефтехимические и машиностроительные предприятия республики. Альберт Каримов отметил, что для оценки готовности производств к автоматизации в регионе формируются цифровые паспорта. Мониторинг проводится примерно на 60 предприятиях. Чаще всего в работе они используют системы автоматизированного проектирования — с CAD знакомы почти 70% респондентов. Ресурсы с помощью ERP планируют 69%, систему сбора и обработки данных с датчиков и компонентов SCADA используют 40%, CAM (система управления оборудованием), PDM (система управления информацией об изделии), CRM (система взаимодействия с заказчиками) — около трети компаний.
В качестве успешного опыта цифровизации крупного промпредприятия участникам заседания презентовали кейс Концерна «Калашников». Управляющий директор Алексей Тенсин рассказал, что в ходе реализации программы цифровой трансформации концерну удалось нарастить выручку более чем в 3,5 раза, а выработка на одного рабочего увеличилась на 30%.
Затраты концерна на ИТ зависят от выручки предприятия. По итогам прошлого года это 1,83%. «Ежегодно примерно 150−200 млн рублей мы вкладываем в цифровизацию», — поделился Тенсин.
Основатель Strategy Partners Александр Идрисов привел результаты исследования более 70 компаний Татарстана. Эксперты по нескольким блокам сравнили уровень развития цифровой трансформации предприятий республики с общероссийскими данными.
Лучше всего компании республики освоили облачные технологии, беспроводную связь и внедрение промышленных роботов. Интересно, что 36% компаний РТ разработали Стратегию цифровой трансформации, но только 13% приступили к ее реализации. «Разработали, чтобы положить на полку», — отметил Идрисов.
В числе проблем, которые вскрыло исследование, — нехватка квалифицированных кадров, непонимание экономических эффектов цифровизации, отсутствие стратегии и «дорожной карты» проектов. Кроме того, компании не знают о мерах господдержки — 85% респондентов заявили, что используют исключительно собственные средства, чтобы профинансировать разработку и внедрение цифровых проектов.
Эксперты — участники правительственного заседания отметили, что успешность проектов цифровой трансформации на предприятиях зависит от наличия ключевых компонентов. По мнению гендиректора Холдинга «ТАГРАС» Ленара Назипова, в их числе обязательно должны быть:
утвержденная стратегия цифровой трансформации;
кураторы и руководители, ответственные за цифровизацию и финансирование мероприятий стратегии;
система непрерывного обучения топ-менеджмента и персонала основам цифровой трансформации и бережливого производства.
Участники заседания подчеркнули также, что в успешной цифровизации крупных значимых для экономики региона предприятий должно быть заинтересовано и государство.
Важность профильных институтов, программ и инструментов мотивации предприятий к цифровизации отметил и министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Максут Шадаев.
Предложения, прозвучавшие на заседании, Татарстан упакует в постановление. Опубликовать решения обещают в ближайшее время.
Справка
Форум Kazan Digital Week продлится на территории МВЦ "Казань Экспо" до 24 сентября. В этом году программа фокусируется на цифровых интеллектуальных технологиях и инновационных продуктах, создаваемых на их основе.
Ксения Долгова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: