Однако, по мнению аналитиков «Тройки Диалог», существуют четыре растущих сектора машиностроения, которые в ближайшее время будут представлять интерес для инвесторов.
Одним из перспективных направлений в машиностроении является автомобилестроение и производство автокомпонентов. После распада СССР число автомобилей на дорогах России неуклонно растет, причем прежде всего легковых и легких грузовиков. Число средних и тяжелых грузовиков, а также автобусов увеличилось незначительно. Поэтому положение нашего КАМАЗа не самое выгодное.
С 1996 по 2003 годы число автомобилей в России росло в среднем на 7\% в год, а в 2004—2010 годах, по мнению аналитика по машиностроению «Тройки Диалог» Гайрата Салимова, этот показатель составит 5\%. Таким образом, к концу десятилетия по нашим дорогам будет ездить 33 млн. машин. Такому росту будут способствовать следующие факторы:
- ВВП на душу населения должен более чем удвоиться в долларовом выражении с $ 3053 в 2003 году до $ 6751 в 2010 году, то есть в среднем он будет расти по 12\% в год. Будут расти доходы и расходы населения.
- Дилеры и производители работают над созданием финансовых схем, делающих автомобили доступными более широкому кругу покупателей.
- Низкая ставка налога на топливо должна способствовать тому, что цены на него будут расти медленнее доходов населения.
Аналитики «Тройки Диалог» построили свой прогноз из того, что число машин на тысячу россиян вырастет с нынешних 150 до как минимум 230 к 2010 году. Но ожидаемые ими 230 автомобилей на тысячу жителей — консервативный прогноз. По оптимистичному сценарию эта цифра намного превышает 250.
Долгосрочный прогноз числа машин позволяет также оценить динамику их производства в России. По оценке Гайрата Салимова, к 2010 году отечественные автопроизводители будут выпускать более 1 млн. авто в год.
С увеличением производства машин увеличится и спрос на шины. Производители комплектуют каждый сошедший с конвейера автомобиль пятью шинами — так что, умножив прогнозное число выпущенных машин на пять, мы получим приблизительный объем поставок покрышек на автозаводы. Оценка рынка конечного потребления шин базируется на среднем количестве проданных за год шин на один автомобиль. Наибольший рост будет наблюдаться в сегменте В (современные шины неглобальных брендов), темпы роста которого в 2003—2010 годах составят 42\%.
Однако в связи с ликвидацией совместного предприятия Continental AG и Московского шинного завода первому понадобится по крайней мере еще один год для открытия собственного производства в России. Задержка пуска собственного производства Continental означает, что у отечественных шинных предприятий есть время для завершения модернизации и расширение мощностей, так как к середине 2006 года только один серьезный иностранный производитель получит значительный объем заказов.
Еще одним перспективным направлением является энергетическое машиностроение, как наиболее конкурентоспособная подотрасль российского машиностроения, поэтому значимая часть продукции экспортируется. Помимо существенного роста финансовых показателей компаний, по мнению Гайрата Салимова, производители электроэнергетического оборудования могут стать интересными объектами для инвестиций. Тем более что в настоящее время переизбыток генерирующих мощностей в России составляет около 8\% и сокращается по 2\% в год. Таким образом, через 4 года наступит дефицит электроэнергии. В ближайшее время создаваемая РАО «ЕЭС России» сверхкрупная гидро-ОГК вложит в генерирующее оборудование не менее $ 2,5 млрд.
И еще одно перспективное направление — авиастроение, однако здесь существуют риски для инвесторов, так как Правительство вынашивает идею создания трех холдингов: «Объединенной авиастроительной компании, холдинга «Вертолеты Миля» и холдинга авиационного двигателестроения.
Самой конкурентоспособной комбинацией будет вертолетостроительный холдинг при условии быстрой консолидации. Но так как порядок объединения четко не прописан, повышаются риски при выборе акций. Здесь, по мнению Гайрата Салимова, самым привлекательным, несмотря на резкое подорожание его бумаг в последние три месяца, является Казанский вертолетный завод.
Таким образом, для поддержания достигнутых темпов роста предприятиям машиностроения потребуются крупные капиталовложения в обновление технологий и модернизацию оборудования, а значит, все больше игроков сектора будут выходить на рынки капитала.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: