К нововведениям в Законе «О защите прав потребителей» относится несколько моментов. Например, стоимость товаров или услуг должна указываться в рублях. В случае, когда продавцу необходимо оставить у.е. (такое требование выдвигает производитель), то на ценнике должны ставиться две цены. Если же на товаре не обнаружится рублевого ценника, то магазину или частному предпринимателю, попавшемуся на таком нарушении, грозит штраф до 10 тысяч рублей.
Кроме того, потребителям предъявить претензии в отношении некачественного импортного товара стало несколько проще. До появления поправок покупатель мог требовать что-то только от продавца. Судиться с иностранным производителем было делом крайне неблагодарным. Теперь же за импортный товар в ответе фирма, ввозящая его в страну. Это действительно важно: ведь сегодня продавец есть, а завтра его след простыл. В таких случаях и следует добиваться реализации собственных прав у импортера. Чтобы пострадавший знал, как его найти, закон теперь обязывает указывать реальный (а не юридический или абонентский ящик) адрес продавца, изготовителя, бюро претензий, сервис-центра, импортера. Причем информация о последнем должна указываться на каждой упаковке заграничного товара.
Также намного легче стало обменять товар — при условии, что он не использовался, сохранены фабричные ярлыки и пломбы. В обновленном Законе «О защите прав потребителей» появилось существенное дополнение: если аналогичный товар отсутствует, покупатель вправе не ждать его поступления, а получить деньги (п. 3 статья 25) в трехдневный срок. А вот деньги за некачественный товар придется ждать дольше: 10 дней. В этой же статье усилена возможность вернуть товар при отсутствии чека (пункт 1): если он потерян, можно ссылаться на свидетельские показания. Так что, в настоящее время потребителю для эффективного общения с продавцами стоит просто быть более настойчивым.
Например, клиенту, которого плохо постригли, отсиживаться дома, ожидая, когда волосы отрастут, не стоит. Наоборот, нужно срочно показать творение рук горе-парикмахера эксперту, ведь на «разборку» по поводу некачественной стрижки потребителю положена только одна неделя. И если волосы все равно не вернешь, то деньги — можно попытаться. На основании статьи 29 закона «О защите прав потребителей» клиент вправе потребовать снижения стоимости услуги или полного возврата денег.
Сергей Вязмин, начальник по работе с потребителями Комитета по защите прав потребителя г. Казани:
— Клиенту необходимо заручиться мнением эксперта. Экспертизу может провести любой парикмахер. После этого нужно написать письменную претензию, где будут изложены требования клиента, приложить экспертное заключение и — опять в салон, оказавший некачественную услугу. Главное помнить о том, что парикмахерская услуга — «вещь» быстроотрастающая, поэтому с визитом к эксперту надо поспешить.
Что же касается размера компенсации, то клиент вполне может указать его сам, другое дело согласится ли салон выплатить указанную сумму «наказания» — поэтому необходимо максимально четко обосновать свои притязания, чтобы компенсация выглядела реальной и соответствовала нанесенному ущербу.
Сергей Вязмин:
— Услуги бывают самыми разными, но закон всегда защищает потребителя. Так, например, сегодня очень много жалоб на мебельные магазины, которые чересчур надолго затягивают доставку мебели. Клиентам таких магазинов следует помнить, что управу можно найти на всех.
Согласно 5 пункту статьи 28 Закона, в случае нарушения установленных сроков начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) исполнитель должен уплатить потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере 3\% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — то от общей цены заказа.
Сергей Вязмин:
— Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен и более высокий размер неустойки (пени). Просто следует помнить, что неустойка за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги) взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы, а пеня за нарушение сроков окончания выполнения работы оказания услуги взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги).
Согласно Закону, размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги). В случае, если указанная цена не была определена, то — исходя из общей цены заказа.
Сергей Вязмин:
— Вообще с учетом нововведений для Закона о защите прав потребителей, вступивших в силу с 2005 года, находить управу на недобросовестных продавцов как товара, так и услуг, стало легче. У потребителей появилось больше прав.
Так, раньше пострадавший мог подать исковое заявление только в суд по месту своего жительства, по месту нахождения ответчика или по месту причинения вреда. Сейчас география значительно расширилась. Можно обратиться также в суд
- по месту пребывания истца,
- по месту жительства индивидуального предпринимателя,
- по месту заключения договора,
- по месту нахождения представительства или филиала организации, допустившего нарушение.
Сергей Вязмин:
— Возможно, теперь станет меньше продавцов, желающих судиться с обиженным потребителем. Если суд признает правым последнего, то ответчику придется серьезно раскошелиться. Сумма убытка по новому закону автоматически увеличивается в полтора раза.
Помимо потребителя судиться стало выгодно и государству, и различным объединениям, защищающим права потребителей. С нарушителя в доход государства будет взиматься штраф в размере 50\% от суммы, присужденной в пользу потребителя. Еще один стимул судиться — суд возмещает все судебные издержки, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы при ее положительном результате. Этого в Законе раньше не было. Эксперты надеются, что введение таких санкций поспособствует тому, что магазины и фирмы предпочтут решать конфликты с потребителями без суда.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: