Новости
07 Сентября 2006, 09:50

Право на имя

Существует некий объект — название компании — который в российском законодательстве рассматривается как средство индивидуализации юридического лица, тогда как товарный знак — это средство индивидуализации непосредственно товаров и услуг, и если фирменное наименование зарегистрировано в установленном порядке, владелец обладает исключительным правом его использования.

Бизнес начинается с защиты бренда

К сожалению, эти нормы в России не работают. И, несмотря на то, что «Закон об обществах с ограниченной ответственностью» предполагает, что юридическое лицо обязано иметь название предприятия в сокращенной или полной форме на русском и других языках, реализовать право на одно наименование очень сложно. На сегодня в налоговой инспекции одного города существует множество одноименных компаний, и зарегистрировать фирму под аналогичныим названием очень просто.

Григорий Бусарев, генеральный директор авторского агентства «АртПатентъ», патентный поверенный РФ:

— Надо отметить, что товарным знаком могут быть такие обозначения, как словесные, т. е. название продукта, услуги, фирмы или рекламный слоган; стилизованное изображение животных, людей, геометрических или абстрактных фигур и т. д.(например, логотип); комбинированное сочетание различных видов обозначений, например, словесного и изобразительного; объемные — оригинальные формы продуктов, упаковок, различных предметов и последнее — сочетание звуков в определенной последовательности, такие, как позывные радиостанций.

Чтобы защитить себя от посягательств со стороны возможных фирм-двойников, необходимо получить исключительное право на товарный знак. Это понятие подразумевает под собой возможность пользоваться данным знаком самому, а также запрещать его использование другим лицам. Такое право может получить как юридическое, так и физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Но для этого необходимо зарегистрировать свою торговую марку.

Процедура регистрации включает в себя прохождение экспертизы в Патентном Ведомстве РФ с последующим вынесением решения, и если таковое принимается в пользу подавшего заявку, выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет и исключительное право владельца в отношении товаров, указанных в выданном свидетельстве. Срок действия регистрации ограничивается десятью годами, но с возможностью продления на каждые последующие 10 лет. Таким образом, можно получить право на товарный знак на неограниченное количество времени, если не забывать вовремя его продлевать. В противном случае можно потерять свою торговую марку. Процедура регистрации товарного знака в Патентном ведомстве РФ включает в себя несколько этапов.

Григорий Бусарев:

Это, прежде всего, предварительная оценка охраноспособности товарного знака — экспертиза соответствия обозначения требованиям ст. 6 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров». Дальше следует проверка новизны обозначения среди зарегистрированных и уже поданных на регистрацию товарных знаков. Эта экспертиза проходит после определения классов МКТУ. В случае положительного результата анализа, знак можно подавать на регистрацию.

МКТУ — международная классификация товаров и услуг, предназначенная для регистрации товарных знаков. Согласно МКТУ все товары и услуги по признаку однородности разбиты на 45 классов: 1−34 класс товары, 34−35 — услуги.

Можно защитить конкретные наименования товаров и услуг или охватить сразу несколько классов, включающих в себя основные и смежные отрасли. Стоит отметить, что есть возможность защититься по всем 45 классам.

«Птичка пеночка-зарничка» — это «Птичье молоко»

С проблемой перерегистрации торговых брендов столкнулись многие фирмы. Зачастую вопрос сохранения того или иного названия за конкретными лицами зависит от того, кто раньше подаст заявку в Патентное ведомство РФ и получит исключительное право на использование торговой марки. Ярким примером может послужить ситуация, в которой оказалось ЗАО КФ «Заря».

Елена Дударева, менеджер по маркетингу ЗАО КФ «Заря»:

— Владельцами таких известных и всеми любимых брендов, как «Птичье молоко», «Мишка косолапый», «Красная шапочка», «Мишка на Севере», «Кара-Кум», «Маска», «Сказка», «Ивушка», «Маугли», «Барбарис», «Лакомка», «Весна-красна» и др., являются Объединенные кондитеры (ОАО «Кондитерский концерн Бабаевский», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Рот Фронт»). Данными производителями в 2005 г. было опубликовано предупреждение о недопущении использования им принадлежащих товарных знаков. С того момента началась работа над переименованием и регистра
цией новых названий основных брендов, выпускаемых КФ «Заря», которая включает в себя два этапа проверки (среди зарегистрированных товарных знаков и заявленных обозначений в базе данных ФИПС) и получение самого свидетельства о регистрации.

Первоочередной задачей было переименование конфет «Птичье молоко», правообладателем названия которых является ОАО «Рот Фронт». После всех проверок было выбрано название «Птичка пеночка-зарничка». В мае 2006 года КФ «Заря» получило свидетельство о регистрации данного названия.

За первые шесть месяцев 2006 года расходы КФ «Заря», связанные с регистрацией новых названий, составили порядка 600 000 рублей, и это еще только начало. К концу года фабрика планирует запатентовать названия ведущих брендов с новыми обозначениями и оригинальными дизайнерскими решениями упаковки, что опять-таки принесет новые расходы компании. А между тем, свободных названий становится все меньше и меньше, а число желающих ими воспользоваться только увеличивается.

В данном случае есть еще один нюанс. Существует множество случаев, когда имя собственное, такое, как например «Птичье молоко» или «Ксерокс», превращается со временем в нарицательное. В таком случае закон не дает возможности одному лицу присвоить себе исключительное право на его использование. Поэтому вопрос правообладания Объединенными кондитерами многими брендами до сих пор остается открытым.

Раньше владельцы фирм и предприятий не всегда заботились о регистрации названий, но уже в ближайшем будущем ее отсутствие может привести к большим убыткам. Связано это, во-первых, с принятием нового закона о защите конкуренции, а во-вторых, с тем, что ко второму чтению поправок в КоАП РФ (Кодекс об административных нарушениях РФ) ФАС готовит предложение о введении штрафов за нарушения в области товарных знаков.

Зарема Каримова, главный специалист Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ:

— На сегодня в Казани нарушений в данной области может быть много, но нами они рассматриваются лишь при наличии заявления в ФАС. А таковых поступает мало, что связано, скорее всего, с недостаточной просвещенностью граждан в этом вопросе.

Возьмем пример, когда фирма заимствует уже известное имя. Если есть разница в организационно-правовой форме, название будет зарегистрировано. И если в дальнейшем выясняется, что обе компании конкурируют между собой на рынке, и первая фактически паразитирует на известности второй, этот случай рассматривается как недобросовестная конкуренция.

К сожалению, Управление ФАС — единственное на весь Татарстан, и нет никаких организаций, которые могли бы выявлять нарушения подобного рода. Кроме того, мы рассматриваем не просто использование интеллектуальной собственности, а тот случай, когда затронуты интересы одной из сторон в рамках недобросовестной конкуренции.

Нередки случаи, когда компания создает бренд, не регистрируя его, и спустя какое-то время появляется другая организация, которая восполняет данный пробел и начинает требовать от фактического правовладельца либо заключить лицензионный договор, либо прекратить использовать товарный знак. Этот случай рассматривается как незаконное приобретение и использование результатов интеллектуальной собственности.

Зачастую фирмы страдают от фактического незнания закона, и если возникают те или иные нарушения в области интеллектуальной собственности, как правило, не знают, в какое ведомство обратиться за юридической помощью. Эксперты отмечают, что проблема заключается не столько в невозможности решения самого вопроса, сколько в отсутствии элементарных знаний российского законодательства.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: