Уже летом у нефтяников будут изъяты свыше $ 6 млрд. «сверхдоходов» через повышение экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Эта цифра получается, если принять оценку Минфина, что сверхприбыль нефтяной отрасли в 2004—2005 годах составит $ 5 млрд. при среднегодовой цене на российскую нефть Urals в $ 24 за баррель, и пересчитать ее на сегодняшнюю цену — около $ 30 за баррель.
Минфин определил сверхприбыль как часть прибыли, получаемой при превышении уровня рентабельности среднего уровня рентабельности промышленности России. Для оценки эффективности отрасли Минфин рассмотрел работу восьми крупнейших компаний России, добывающих около 80\% всей отечественной нефти, — «ЛУКойла», ЮКОСа, «Сургутнефтегаза», ТНК, «Сибнефти», «Татнефти», «Роснефти» и «Славнефти». По оценке Минфина, чистая прибыль «большой восьмерки» в 2002 году составила $ 10,1 млрд. (при средней годовой цене нефти Urals в $ 23,9 за баррель).
В 2002 году их рентабельность к затратам в целом составила 24,3\%, а средняя рентабельность промышленности — 14,1\%. Так что если верить Минфину, сверхприбыль нефтяных компаний в 2002 году составила $ 4,2 млрд. и могла быть изъята в бюджет.
Минфин признает, что сверхприбыль обусловлена не только высокими ценами на нефть, но включает в себя и дополнительные доходы, обусловленные применением высокоэффективных технологий нефтедобычи, квалифицированной рабочей силы, грамотного управления.
Поэтому Минфин обещает изымать только ту часть прибыли, которая с точки зрения государства может быть признана неэффективно используемой. К этой категории, например, чиновники предполагают отнести выплату дивидендов в чрезмерных размерах, а также вложения в непрофильные активы.
Определять чрезмерность дивидендов и принадлежность активов к непрофильным будут чиновники же. Например, Минфин по своей методике уже определил, что в 2003 году без заметного ущерба для нефтяной отрасли у «восьмерки» можно было изъять $ 2,5 млрд., или примерно 45\% выплаченных ими в 2002 году дивидендов.
Обещания правительства, что все нововведения по увеличению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль будут согласованы с нефтяниками, пока так и остались обещаниями — ни одна из опрошенных компаний не подтвердила своего участия.
Нефтяники побаиваются даже комментировать правительственные нововведения — «слишком они политизированы». Но уже сейчас можно оценить их последствия.
Минфин признает, что треть добываемой и экспортируемой российской нефти (около 150 млн. т) — «рисковая», ее добывают на месторождениях, находящихся в завершающей стадии разработки, а также на новых месторождениях, вне зоны развитой инфраструктуры.
К «рисковой» относится и экспорт нефти на Украину, а также экспорт по железнодорожной дороге. На украинском рынке работают ТНК и «ЛУКойл» — компании имеют там свои нефтеперерабатывающие заводы. ЮКОС уже не первый год пытается закрепиться на рынке Китая, экспортируя нефть на китайский рынок только по железной дороге.
Серьезные проблемы ждут и предприятия, входящие в «Ассонефть», объединяющую небольших нефтепроизводителей, которые всю добытую нефть продают внутри России. Как считает глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, снижение эффективности экспорта по железной дороге может привести к затовариванию на внутреннем нефтяном рынке и падению цен. «В прошлом году цена упала до 1200−1100 рублей за тонну, а НДПИ был 980 рублей плюс НДС. Даже на налоги не хватало», — напомнил он.
Значительные потери понесут акционеры — компаниям придется притормозить, а то и заморозить дивидендные выплаты. Наибольшие потери понесут акционеры «Сибнефти», которая традиционно выплачивала в виде дивидендов 100\% прибыли.
Аналитические отделы нефтяных компаний уже просчитывают варианты бизнес-планов на следующий год с учетом предложений Минфина. Планы подразумевают сокращение затрат, пересмотр долговой политики компаний с учетом того, что свободные денежные потоки компаний после реализации предложений Минфина могут упасть на 10−15\%.
По сути, правительство предлагает нефтяным компаниям сосредоточиться на действующих месторождениях, особо не рискуя в разработке новых. Как отмечает Минфин, «предложения по увеличению уровня изъятия не должны привести к избыточности добычи „рисковой“ нефти».
По мнению аналитика банка «Зенит» Сергея Суверова, в случае принятия правительством предложений Минфина в первоначальном виде, предполагающих изъятия в $ 4−5 млрд., больше всего пострадают быстрорастущие компании — в первую очередь «Роснефть». Значительно пострадает и такая зрелая компания, как «ЛУКойл», поскольку она реализует ряд крупных зарубежных проектов и ведет агрессивное продвижение за рубежом в сфере переработки и сбыта.
Однако полагает эксперт, Герман Греф сможет убедить Алексея Кудрина учесть пожелания Минэкономразвития и смягчить предложения Минфина. В этом случае может быть реализовано пожелание главы «ЛУКойла» Вагита Алекперова — «экспортная пошлина должна быть дифференцирована после определенного уровня цены на нефть, например, после $ 27 за баррель».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: