Внимание, дети!
Количество автомобилей на дорогах Татарстана увеличивается с каждым годом, и этот процесс будут продолжаться- сотрудники Госавтоинспекции называют его автомобильной глобализацией. Сегодня в Российской Федерации насчитывается более 1 млн. автомобилей. Для сравнения — 20 лет назад на 1 тыс. человек приходилось 20−30 автомобилей, сегодня на 1 тыс. участников дорожного движения приходится уже 200 машин.
Ильгизар Халиуллин, директор научного Центра безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения Российской Академии образования:
— В данной ситуации мы можем лишь повышать уровень транспортной культуры и образования, как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Особенно уязвимы на дорогах дети. Если до семи лет ребенок находится в детском саду под постоянным присмотром воспитателя, то с семи лет он самостоятельно ходит в школу, переходит дорогу. И для родителей, и для ребенка это один из самых опасных периодов в жизни. Единственный выход в данной ситуации — научить ребенка грамотному и осторожному поведению на дорогах города.
В Центре безопасности жизнедеятельности детей Поволжского отделения Российской Академии образования разработана и внедрена четырехступенчатая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
- 1 ступень — «Юный пешеход» (основы безопасности дорожного движения для дошкольных учебных заведений и начальной школы).
- 2 ступень — «Юный велосипедист» (младший и средний школьный возраст).
- 3 ступень — «Картинг-начало пути» (средний и старший школьный возраст).
- 4 ступень — «Юный автомобилист» (старший школьный возраст).
Также центром создан учебный план и программы обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах для городских общеобразовательных и сельских школ. Обучение детей правилам дорожного движения проводится в виде игр, кроссвордов, шарад.
Ильгизар Халиуллин:
— Наша программа была внедрена во всех учебных заведениях Татарстана (детских садах, школах) в 1993 году. К 1997 году мы увидели результат — «кривая» детской смертности и травм на дорогах пошла вниз, но в 1998 году предмет «Правила дорожного движения» был исключен из обязательного школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и мы увидели обратный результат — число погибших на дорогах детей резко выросло. Сейчас «Правила дорожного движения» преподаются в школах в качестве факультатива, то есть не включены в перечень обязательных предметов. Данная ситуация нас очень тревожит и мы считаем, что данную проблему нужно решать совместно с министерством образования и науки РТ. К таким выводам приходим не только мы, но и другие регионы России. Так, например, в Москве, Ростов -на-Дону, Ленинградской, Владимирской областях предмет «Правила дорожного движения» был введен в школьную программу как самостоятельный. Понятно, что школьная программа перегружена, но в данном вопросе речь идет о жизни и здоровье ребенка.
Знаки ограничения, или знаки ограничены
Профилактическая работа по организации дорожного движения на республиканских дорогах, повышения образовательного уровня автошкол их выпускников проводится Управлением ГБДД МВД по РТ постоянно. По мнению Рината Газизова, начальника отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения Управления ГИБДД РТ, безопасность дорожного движения напрямую зависит от организации движения как пешеходов, так и автомобилистов.
Ринат Газизов, начальник отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения Управления ГИБДД по РТ:
— В 2007 году были установлены светофоры на улицах Парина, Фучика, М. Салимжанова, к концу года на улицах города появится еще девять новых светофоров. Строительство пешеходных переходов — более сложный процесс. В данный момент завершается строительство пешеходного перехода в поселке Залесный. Начато строительство перехода у Республиканской клинической больницы. На стадии проектно-изыскательных работ находится строительство пешеходного перехода у Казанского государственного университета культуры и искусств. В этом году будут также построены пешеходные переходы на п ересечении улиц Ямашева, Мусина и Ямашева, Адоратского. ТЦ «Бахэтле» планирует за счет своих средств построить пешеходный переход возле Танкового кольца.
Любой автомобилист может с уверенностью сказать о том, что в городе не хватает дорожных знаков. По словам сотрудников ГИБДД МВД по РТ, в данный момент на дорогах Казани необходимо установить 6−7 тысяч дорожных знаков. По словам Рината Газизова, в связи с большим количеством дорожно-транспортных происшествий на дорогах, в которых часто страдают пешеходы, было принято решение установить по городу вдоль транспортных магистралей пешеходные ограждения. На сегодняшний день по Казани уже установлено 6 километров ограждений для разделения транспортного потока от пешеходного.
Теория и практика
Сегодня общество пожинает плоды собственной необразованности и беспечности — качество подготовки водителей оставляет желать если не лучшего, то хотя бы не худшего. Сегодня в республике насчитывается 196 образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. За 6 месяцев текущего года специалистами Управления ГБДД МВД по РТ осуществлено 608 проверок автошкол в республике (из них 123 в Казани), по результатам которых приостановлена деятельность 21 автошколы.
Евгений Федоров, старший инспектор отдела экзаменационной работы Управления ГБДД МВД по РТ:
— В 2007 году Управлением Госавтоинспекции был осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на повышение качества подготовки водителей и объективности результатов сдачи квалификационных экзаменов. Управлением ГИБДД совместно с министерством образования и науки РТ на базе Казанского автотранспортного техникума открыт центр по переподготовке инструкторов практического вождения. С начала 2007 года на вышеуказанной базе прошли переподготовку 38 инструкторов практического вождения. Также в текущем году создан региональный центр по переподготовке инструкторов по вождению на базе УЦ УГИБДД МВД по РТ для обслуживания Закамской зоны.
По словам Евгения Федорова, для повышения объективности проведения и учета результатов квалификационных экзаменов была приостановлена практика выездного приема (так как компьютеризированная сдача экзамена исключает влияние человеческого фактора на результат экзамена и повышает объективность оценки). Также введена первичная сдача теоретического экзамена в составе группы своей автошколы. Были приняты меры по контролю за качеством обучения: образовательные учреждения по подготовке водителей закреплены за сотрудниками районных экзаменационных подразделений ГИБДД МВД по РТ, составлен график их проверок совместно с сотрудниками министерства образования и науки РТ и представителями общественных организаций в ходе учебного процесса. Сегодня особое внимание уделяется посещаемости курсантами занятий и полной отработки часов практического вождения.
Как отмечает Евгений Федоров, в результате принятых мер определился реальный уровень подготовки кандидатов в водители: теоретический экзамен с первого раза сдают 52,7% курсантов, а практическое вождение 26,1%. При этом по итогам прошлого года эти цифры составляли 78% и 28% соответственно. Как положительный момент можно отметить, что в результате принятых мер процент ДТП по вине водителей, чей стаж не превышает 3 лет, снизился с 14,9% до 10,3% .
Вместо послесловия
Известно, что правила дорожного движения в зарубежных странах менее гуманны по отношению к водителям и пассажирам транспортного средства — наказания за непристегнутые ремни, управление автомобилем в нетрезвом состоянии исключают желание повторить сомнительный подвиг. Именно поэтому одним из действенных методов снижения нарушений правил дорожного движения остаются увеличения размеров штрафов и сроков лишения прав управления. Реформы, проводимые сегодня на дорогах страны, помогут остановить рост аварийности, уверены блюстители дорожного порядка. Время и статистика подведут свои итоги.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: