В начале октября Объединенная металлургическая компания (ОМК) ввела в строй первую очередь литейно-прокатного комплекса (ЛПК), возведенного в Выксунском районе Нижегородской области. Событие значительно не только своей масштабностью (объем инвестиций в строительство первой очереди ЛПК составил 38 млрд рублей, а на его открытие приезжал министр промышленности и торговли Виктор Христенко), но и тем, что новый завод позволит ОМК из тонкого сляба (а значит, наиболее эффективным способом) массово делать наиболее сложные виды проката для трубной промышленности, автомобилестроения, машиностроения.
Сегодня представители компании заявляют, что, как бы ни сложилась ситуация на финансовом рынке, вторую очередь ЛПК они достроят. В свою очередь, руководство другого поволжского гиганта — Самарского металлургического завода (СМЗ, входит в группу Alcoa Rus), также заявляет, что все запланированные до конца текущего года инвестпроекты будут выполнены. Дальнейшая реализация планов по наращиванию мощностей зависит от обстановки на рынке.
Осторожность и еще раз осторожность…
Российские металлурги раньше многих заговорили о проблемах, связанных с кризисом ликвидности, падением спроса и снижением цен на выпускаемую продукцию. Естественно, в этих условиях компаниям пришлось идти на сокращение объемов производства и персонала и пересматривать инвестиционные программы на следующий квартал текущего года и будущий, 2009 год. Первыми об этом заявили сталелитейные компании. А следующими, по мнению аналитика инвестиционной группы «Универ» (Москва) Ксении Поляк, о сокращении объемов производств и капвложений могут заявить компании сектора цветной металлургии.
Очевидно, этим и объясняется крайняя осторожность в оценках ситуации, проявляемая представителями Самарского металлургического завода. Это предприятие вошло в состав международного алюминиевого концерна Alcoa в 2005 году. В 2006−м СМЗ реализовал, по отчетности РСБУ, продукции на 14 млрд рублей (рост по сравнению с предыдущим годом на 39\%), заняв 220−е место в рэнкинге 400 крупнейших компаний России по объему реализации продукции. В 2007 году динамика показателей Alcoa Rus (заводы группы в Самаре и Белой Калитве) стала скромнее — объем реализации продукции российского подразделения Alcoa составил 24,5 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом всего на 5\%, при этом группа понесла убытки в размере 166 млн рублей.
Сейчас, по сообщению пресс-службы СМЗ, на обоих заводах Alcoa в России наблюдается задержка оплаты и вывоза готовой продукции. Компания уже уведомила нескольких крупных партнеров о том, что прием новых заказов от них прекращается в связи с неоплатой ими предыдущих заявок и невыборкой продукции со складов предприятий. По мнению пресс-службы СМЗ, не исключено, что скопление большого количества неотгруженного товара скажется и на объемах дальнейшего производства.
Вместе с тем, как явствует из официальных комментариев, Alcoa планирует завершить основные инвестпрограммы в отношении российских предприятий до конца этого года. Общий объем вложенных с 2005 года средств (с учетом приобретений) должен составить около 21 млрд рублей (768 млн долларов). Шестая часть этих денег предназначена для самарского предприятия. «Инвестиции идут в первую очередь на развитие литейного, прокатного и кузнечного производств, которые обеспечивают своей продукцией динамично развивающиеся сегменты российской экономики», — пояснял в свое время журналу «Эксперт Волга» экс-генеральный директор СМЗ Михаил Федоров.
При этом половина инвестиций, запланированных на модернизацию СМЗ (70 млн долларов), должна была идти на обновление производства баночной ленты. В результате СМЗ тогда смог бы ежегодно выпускать до 80 тыс. тонн данной продукции. Этого, уверены на предприятии, хватит, чтобы практически полностью удовлетворить потребности российских производителей безалкогольных напитков и пива в жестяных банках.
Но, как подчеркивает пресс-служба Самарского металлургического завода, есть опасения, что текущая ситуация внесет свои коррективы и в эти планы. «Пока же никаких конкретных решений относительно инвестиций не принято», — подчеркнул в беседе с нами представитель этой компании.
В то же время у предприятия остается определенная надежда на сотрудничество с Объединенной авиационной корпорацией (ОАК), с которой летом прошлого года Alcoa заключила соглашение о технической кооперации по созданию гражданских самолетов нового поколения. Речь идет о разработках на базе заводов Alcoa в России нового типа материалов для воздушных судов и их серийном применении в отечественной авиации. Однако сегодняшнее экономическое положение в стране, а особенно в гражданском авиастроении, не располагает к реализации подобных проектов в промышленных масштабах.
Расширение ниши
У поволжских предприятий черной металлургии и самого крупного из них — Выксунского металлургического завода (ВМЗ) — ситуация определеннее. Во-первых, как уже было сказано, «материнская» компания ВМЗ — ОМК — успела запустить в Нижегородской области первую очередь литейно-прокатного комплекса. ЛПК был построен на новой площадке всего за три года и три месяца. Он будет обеспечивать горячекатаным рулонным прокатом трубоэлектросварочные цеха Выксунского металлургического и Альметьевского трубного заводов для производства труб малого и среднего диаметра, соответствующих международным стандартам. Здесь также будет освоен выпуск высококачественного проката для нужд автомобильной промышленности, судостроения, железнодорожных вагонов, цистерн и другого подвижного состава, используемого «Российскими железными дорогами».
По мнению президента ОМК Владимира Маркина, особенность Выксунского ЛПК в том, что впервые в мировой практике предусматривается производство из тонких слябов проката трубного назначения, в том числе для высокопрочных и коррозионностойких труб, используемых в суровых климатических условиях при температуре до 60 градусов ниже нуля и в условиях агрессивной среды. Кроме того, этот комплекс, по мнению г-на Маркина, станет чуть ли не самым современным в металлургии предприятием, имеющим четыре уровня автоматизации и производственный цикл длительностью всего 2,5 часа.
Можно, конечно, оценить эти слова как корпоративный энтузиазм, однако уже 14 октября ОМК объявил о том, что ВМЗ выпустил первую партию труб среднего диаметра (146−273 мм) для нефтегазового комплекса из рулона производства литейно-прокатного комплекса. А до этого предприятие снабжалось металлом «Северстали» и Магнитогорского металлургического комбината.
В начале октября из металла ЛПК освоил новый вид продукции и Альметьевский трубный завод — он выпустил первую партию труб диаметром 133 мм, предназначенных для новой для себя ниши — предприятий теплоэнергетики.
Мощность первой очереди ЛПК составит 1,5 млн тонн рулонов в год. После введения в строй второй очереди мощность комплекса возрастет вдвое. На это потребуется еще около 16 млрд рублей (600 млн долларов), и, по словам руководителя пресс-службы ОМК Владимира Степанова, крупные инвестпроекты компании будут реализовываться по ранее утвержденному графику. «Что касается менее масштабных инвестпроектов — возможен их пересмотр в зависимости от текущей обстановки. Но вторая очередь ЛПК и Стан-5000 к этой категории не относятся», — заявил он в интервью журналу «Эксперт Волга».
Секрет фирмы
«Упертость» ОМК, в принципе, объясняется составом заказчиков продукции его поволжских металлургических предприятий. Несмотря на финансовый кризис, ни одна нефтяная компания не заявила о существенном сокращении объемов добычи нефти — пока все хотят сокращать только персонал. Никаких официальных писем об изменениях графиков и платежей не поступало в ОМК и от «Газпрома». В 2005 году ВМЗ запустил новую линию по производству одношовных труб диаметром 1420 мм, предназначенных для магистральных газопроводов, и это позволило ему не только закрепиться на внутреннем рынке поставок для «Газпрома», но и выиграть тендер на поставку 280 тыс. тонн труб для подводной части международного газопровода Nord Stream. А поскольку этот газопровод связан с экспортом газового монополиста в Северную Европу, вряд ли его строительство будет заморожено.
Более того, потренировавшись на «Газпроме», ОМК объявила, что ВМЗ начинает поставлять трубы большого диаметра для строительства транснационального магистрального газопровода «Средняя Азия — Китай», который соединит крупные месторождения природного газа в Казахстане, Узбекистане и Туркмении с газотранспортной системой Китая.
В 2008−2009 годах ОМК отправит на строительство казахстанского и узбекистанского участков газопровода 355 тыс. тонн труб большого диаметра. Общая потребность проекта в трубах составляет 1,52 млн тонн.
Газопровод «Средняя Азия — Китай» будет включать две нитки, идущие от месторождения Самандепе в Туркмении через Узбекистан, Казахстан и далее в Китай. Его общая протяженность составит более 7000 км, в том числе 188 км — по территории Туркмении, 560 км — Узбекистана, 1300 км — Казахстана и 5000 км — Китая. Проект планируется завершить к концу 2009 года.
По мнению аналитика инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» (Москва) Олега Душина, ОМК своевременно реализовала свой проект модернизации труб большого диаметра на ВМЗ. «Увеличить свое присутствие в этом сегменте хотели многие металлургические заводы, поскольку эта продукция востребована. Однако тогда бы в стране образовалось перепроизводство таких труб. В общем, сейчас кто успел, у того и гарантированные заказы», — пояснил он ситуацию «Эксперт Волге».
Кроме того, ВМЗ держится еще на одном российском «ките» — заказах РЖД на изготовление железнодорожных колес. ОМК в свое время вложила в модернизацию нижегородского предприятия более 12 млрд рублей. В результате сегодня, например, колесопрокатный цех ВМЗ является крупнейшим колесопрокатным производством в мире и поставляет свою продукцию в 15 стран. А по контракту с РЖД до 2010 года ВМЗ поставит российским железнодорожникам около пяти млн колес на общую сумму 30 млрд рублей. Несмотря на то, что РЖД уже объявила о том, что урезает свою инвестпрограмму на следующий год на 50 млрд рублей, Владимир Степанов заявил журналу «Эксперт Волга», что никаких официальных писем о снижении объема закупок или изменении графика платежей от РЖД не поступало. «Как и прежде, мы планируем выпустить в следующем году 820 тысяч штук колес, львиная доля которых предназначается «Российским железным дорогам», — подчеркнул он.
Хотелось бы разделить такой оптимизм, однако мы полагаем, что, как и в случае с Самарским металлургическим заводом, если основные заказчики ВМЗ сократят объемы закупок, то и этому предприятию придется корректировать свои планы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: