Версия — поджог
В понедельник Следком Татарстана начал доследственную проверку по факту пожара в Храме всех религий в Казани. Сообщение о возгорании на площади 200 кв. м поступило в МЧС рано утром. Пожар тушили более 2-х часов. На нем погиб 63-летний бывший прораб Мансур Зиннатов. Мужчина проживал и работал строителем в храме.
В МЧС сообщили, что прорабатываются несколько версий пожара. Ключевая — поджог.
«На предварительную причину могут указывать несколько обнаруженных очагов пожара и следы горючей жидкости. Причина поджога представляется наиболее вероятной. Впрочем, отрабатываются и другие версии. Окончательное решение будет принято после завершения пожарно-технической экспертизы», — подчеркнули в МЧС.
Читайте также:
В Храме всех религий нашли три очага пожара
Фоторепортаж: В Казани горел Храм всех религий
Примирить все религии…
Создал храм архитектор, скульптор, целитель Ильдар Ханов. В раннем детстве ему пришлось пережить пограничное состояние между жизнью и смертью: во время военного голода 3-летний мальчик однажды впал в кому и очнулся лишь на третий день. Воспоминания этого человека о времени, проведенном в бессознательном состоянии, схожи с подобными историями из жизни других людей: тоннель, ощущение полета, видение множества людей и Иисуса Христа, который показал ему весь мир, а потом велел вернуться назад, на землю, и выполнить своё предназначение. Для окружающих это и стало знаком уникальности Ильдара Ханова.
В интервью TatCenter.ru, записанном в 2009 году, Ханов объяснял идею создания храма, который строил с 1994 года, необходимостью примирить все религии.
«Еще в детстве я думал, как остановить войну, разводы семей, как привести в этот мир гармонию. И решил, что надо примирить все религии. Основа моей концепции — желание распространить по всему земному шару идеи добра; погасить войны, чтобы человек имел возможность развиваться гармонично», — пояснял Ильдар Ханов.
Он стремился наполнить творение всеми цветами музыки и радуги. «Жизнь — это гармония противоположностей. Как присутствуют в мире добро и зло, так и жизнь — это свет и тень. И в этом Храме будут присутствовать все цвета радуги и все цвета музыки», — говорил скульптор.
Другими известными произведениями Ильдара Ханова являются скульптуры «Родина-мать» и «Древо жизни» в Набережных Челнах.
«Лакомый кусок»
Ильдар Ханов скончался в феврале 2013 года. Сразу после его смерти храм стал объектом споров. Сначала прошла информация, что Ханов завещал, чтобы храме был создан Международный культурный центр.
«Это было его завещание, у нас есть запись нашей последней встречи с Ильдаром Хановым в Москве, которая произошла за 3 дня до его смерти. Мы обсуждали проект Международного культурного центра, который мог бы работать в храме всех религий», — рассказывал московский бизнесмен Равиль Камалов, тогда же сообщивший о намерении зарегистрировать фонд и выйти с просьбой к руководству республики относительно государственно-частного партнерства.
Однако официально информация тогда не подтвердилась — в минкульте РТ сообщили, что инициатива эта исходила лишь от знакомых Ханова.
Спустя несколько месяцев после смерти Ханова деятели культуры и науки обратились к президенту РТ Рустаму Минниханову и госсоветнику республики Минтимеру Шаймиеву с просьбой рассмотреть вопрос о создании мемориального музея Ильдара Ханова. Обращение подписали 208 человек. Его авторы просили взять под охрану весь культурный комплекс, произвести инвентаризацию культурного наследия Ханова, включить его центр в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Просьбы касались и создания проекта землеустройства по отводу земельного участка под культурный комплекс.
Позже сообщалось, что храм оказался причиной еще одного конфликта — его не могли поделить родной брат зодчего и бывший прораб. Историю с завещанием, по которому храм принадлежит дочери Ханова Юлии и его сестре, можно почитать на БИЗНЕС Online.
В июле прошлого года стало известно, что в Татарстане появился проект благоустройства набережной возле Храма всех религий. На место даже выезжал Минтимер Шаймиев — он ознакомился и с проектом, и с картинной галереей, зрительным и выставочным залами храма, а также посетил библиотеку и мастерскую Ильдара Ханова.
Тогда Шаймиев вновь напомнил историю трехлетней давности и заявил, что представители культуры и общественности Татарстана «выражают обеспокоенность судьбой» храма после смерти творца. Минкульту РТ было предложено совместно с экспертами изучить и оценить вклад художника Ильдара Ханова в развитие отечественного и мирового искусства с целью сохранения и популяризации его творческого наследия, а также определить художественно-культурную и архитектурную ценность Храма всех религий.
После появившихся в сети обсуждений возможной передачи объекта под крыло фонда «Возрождение» его исполнительному директору Татьяне Ларионовой даже пришлось давать разъяснения, что фонд не занимается проектом храма.
Пожар — не случайность, уверен родной брат создателя храма Ильгиз Ханов.
«Может даже, управляющий Мансур решил прославиться и сам поджег помещение. В результате сгорел буддийский зал, где находились все картины моего брата! И сам он сгорел, а возможно, и не он. Теперь на восстановление храма нужны миллионы. Судьба здания в руках правительства. Это же лакомый кусок. Его давно хотели присвоить, чтобы на нем зарабатывать», — озвучил свою версию Ильгиз Ханов в беседе с «АиФ-Казань».
Пожар. Последствия
Пожар на площади 200 кв. метров без последствий не проходит. Он уничтожил все картины Ильдара Ханова. Полностью сгорел буддийский зал.
Фотографу TatCenter.ru удалось запечатлеть, как теперь выглядит Храм всех религий в Казани.
Ксения Долгова,
Фото: Газинур Рахматуллин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: