Сегодня в России и в мире отмечается День русского языка. В Татарстане, как и по всей стране, он имеет статус государственного, наряду с татарским. Однако языковая политика в многонациональном регионе всегда была непростой темой, вызывающей много споров и вопросов.
Согласно принятому 30 мая в первом чтении, вслед за федеральным, республиканскому закону «Об образовании», «татарский и русский языки, как государственные языки Республики Татарстан, изучаются в равных объемах в рамках федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования». То, что русскоязычные дети должны в обязательном порядке изучать татарский, не устраивает их родителей. «Они не применяют его на практике», а на уроках дети занимаются всем, чем угодно, только не татарским языком — они саботируют занятия", — говорит председатель Общества русской культуры Казани Михаил Щеглов.
Организация вместе с интернет-сообществом «Русский язык в школах Татарстана» собираются сегодня провести два митинга: один — ко дню рождения Александра Пушкина, другой — «за соблюдение прав русских в Татарстане».
«Мы надеемся, что наша акция привлечет внимание властей к проблеме изучения русского языка. Люди боятся выходить и высказываться, потому что опасаются агрессии. Кто начинает об этом говорить, у них появляются проблемы у детей в школах. Но, посмотрите, чем занимаются школьники на уроках татарского языка? Всем, чем угодно, но только не учатся. Русскоязычные дети саботируют эти уроки», — говорит Щеглов.
По его словам, родители обеспокоены школьными программами по русскому языку уже с 2009 года. Они считают, что родной для них язык страдает из-за большого числа часов татарского языка в республиканских учебных заведениях.
«Татарский и русский преподаются в объеме 5−6 часов. При этом, на уроках татарской литературы детям, фактически, преподается татарский язык. Если бы его преподавали на коммуникативной основе, чтобы дети просто могли разговаривать, это бы всех устроило. Власть не хочет уже ни слушать, ни уступать, ни анализировать», — заключает он.
Поняв, что с принятием нового закона в школах ничего не изменится, Общество русской культуры провело общественные слушания, на которых, по словам Михаила Щеглова, эксперты выявили его несоответствие федеральному законодательству. При этом уровень знания русского языка у наших школьников — плох, сетует председатель ОРК, поэтому, чтобы поступить в хорошие вузы, они занимаются у репетиторов, отмечает он.
«Никто не будет ущемлен»
Однако с ним не согласен председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин. Сегодня на чествовании лучших учителей республики, он озвучил официальные цифры министерства образования Татарстана, согласно которым «средний балл выпускников в республике значительно выше таких же показателей по России».
Дети из Татарстана, в среднем, получают более 64 баллов на ЕГЭ по русскому языку, в целом по России это около 61,5 баллов. Это, по мнению Фарида Мухаметшина, «демонстрирует необоснованность опасений относительно снижения уровня знания русского языка».
За последние три года наблюдается положительная динамика по численность «стобалльников». В 2009 году их было 20 человек, в 2010 — 40, в 2011 — 54, в 2012 — уже 66, рассказал спикер. По итогам всероссийской предметной олимпиады по русскому языку призерами стали 18 республиканских школьников: по литературе — 10 и 8 — по русскому языку.
Председатель Госсовета заявил, что, учитывая и изменения в законодательстве, «никто не будет ущемлен ни в изучении русского, ни в изучении татарского языков».
«Рассмотрение этого закона, несмотря на принятие федерального закона „Об образовании“ оказалось делом очень непростым. Принятие его на федеральном уровне в Москве вызвало много дискуссий, споров, политизировалось во многом. При принятии в нашей республике мы привлекли широкий актив и педагогов, и общественности. Пригласили на заседание непредставленные в парламенте политические партии, которые также высказали свои мысли и предложения по этой теме. Были опасения, что мы можем допустить какой-то перекос в образовании с татарским языком. Но мы все сохранили, как записано в нашей конституции и выполнили принятые федеральные образовательные стандарты. И, таким образом, никто в республике не будет ущемлен ни в изучении русского языка, ни в изучении татарского языка. Больше того, мы будем стимулировать и изучение третьего языка — английского, немецкого, французского, испанского, итальянского, — кому какой люб. Мы хотим, чтобы наш выпускник был со знаниями, был конкурентоспособен, реализовал себя и с учетом языков в условиях глобализации».
Министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов добавил, что в Татарстане более 1600 образовательных учреждений, где учатся 364 тыс. детей, и больше половины из них обучатся на русском языке. В республике около 400 школ с углубленным изучением русского языка.
От двуязычия качество не страдает
Учитель русского языка и литературы школы № 111, «Учитель года Татарстана 2012» Николай Токранов считает, что преподавание русского языка в многонациональном регионе — очень сложный вопрос, но главный критерий, на который в данном случае нужно ориентироваться — следование букве закона.
«Этот вопрос очень сложный и сточки зрения политики, и с точки зрения нравственности, и с точки зрения морали. Мы должны жить по закону. Так как у нас в Татарстане двуязычие, преподавание должно вестись на двух языках. Другой вопрос, если этот закон неправильный, надо менять его.
С другой стороны, я понимаю, когда говорят, что есть некое ущемление для русского языка. В Татарстане на этот предмет выделяется не столько же часов, как в других регионах. Но, в то же время, результаты от этого не страдают. Если посмотреть на результаты ЕГЭ, то мы ничуть не отстаем в этих показателях. Видя все это, наши руководители делают выводы, что мы неплохо справляемся с этой работой", — говорит Николай Токранов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: