В России 57% потребителей финансовых услуг уверены, что их права не защищены. В 90% случаев претензии предъявляются банкам, и чаще всего по вопросам потребительских кредитов. К такому выводу пришли аналитики Национального агентства финансовых исследований и Финпотребсоюза в ходе детального исследования рынка.
Примечательно, что подавляющее большинство опрошенных, а именно 85%, признались, что даже не знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг.
«В условиях роста числа россиян, пользующихся финуслугами, цифра в 85% незнающих, куда обращаться при нарушении прав — факт, вызывающий серьезную озабоченность. Для недобросовестных игроков рынка эта цифра — сигнал к действию, противостоять которому может лишь активная информационная позиция правозащитных организаций и ответственных органов власти, — говорит директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов. —
Параллельно с этим в ближайшей перспективе банкам, вероятно, придется перейти от количественной оценки своих клиентских баз к качественной, так как лояльность клиентов предопределится соблюдением «правил игры»: предоставлением понятных консультаций, полным раскрытием информации, информированием о возможных рисках и даже о гарантиях защиты прав потребителей".
Проанализированы были и жалобы — несмотря на то, что потребители среди всех фининститутов доверяют банкам больше всего, в 90% случаев претензии предъявляются именно к кредитным организациям. На долю страховых компаний и МФО приходится по 2% жалоб соответственно.
В Татарстане, к слову, количество жалоб на некачественные продукты и услуги финансовых организаций растет. Если в первом полугодии прошлого года в управление Роспотребнадзора по РТ от татарстанцев поступило 254 обращения, то за шесть месяцев этого года — 446. Рост составил 76%!
«Тематика обращений граждан постоянно меняется. Если до 2013 года они касались в основном взимания комиссии за ведение ссудного счета, то сейчас потребители жалуются на взимание комиссий за снятие или внесение денежных средств, а также на навязывание услуг страхования здоровья, жизни и страхования от потери работы, — рассказала порталу TatCenter.ru замначальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по РТ Екатерина Коростелева. —
Незначительное количество жалоб касалось вопроса установления в кредитном договоре размера неустойки, несоразмерной с последствиями нарушения обязательства по кредитному договору. А наибольшее число обращений граждан, поступивших в 2014 году, связаны с вопросами навязывания услуг страхования".
Эксперты уверены, количество жалоб на навязывание услуг страховых компаний будет расти. Одна из причин — нерешенная ситуация с ОСАГО.
Напряженной останется ситуация и с жалобами в сфере потребительского кредитования.
«В ближайшем будущем сфера кредитования останется самой напряженной зоной. Определенное стабилизирующее воздействие на ситуацию может оказать закон „О потребительском кредите (займе)“. Однако большая накопленная населением долговая нагрузка по необеспеченным кредитам, высокие процентные ставки, сложившаяся за последние годы практика финансовых институтов „зарабатывать“ именно на розничном кредитовании — вряд ли позволят существенно снизить остроту проблемы в ближайшие 2−3 года», — резюмирует председатель правления ОООП Финпотребсоюз Виктор Майданюк.
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: