26 декабря Равиль Муратов покинул пост первого заместителя премьер-министра республики Татарстан. С прощальным словом он выступил перед депутатами Госсовета РТ.
«Я устал — я ухожу»
«Старый конь борозды не портит, но мелко пашет. Пахать мелко не хочется», — именно так Равиль Муратов прокомментировал свой уход в отставку.
Действительно, и возраст 64 года, 24 из которых — на посту заместителя председателя сначала Совета Министров ТАССР, затем уже премьер-министра РТ. Один только стаж его «замства» по продолжительности выглядит как отдельная прожитая жизнь!
Накопилась усталость, уже «замылился» глаз смотреть на новомодные стартапы, твиттер и инстаграм. Эпоха изобилия, выросшая из высоких цен на нефть, требует уже несколько иного типа руководителей — умеющих «лайкнуть», «зафолловить», составить «дорожную карту» и провести брифинг с инвесторами.
И никого уже не удивляет столь сросшееся с Муратовым определение «рыночник». Ну, а кто уже сейчас не рыночник? Нет уже этого романтического привкуса от такого взгляда, как и нет особых потребностей в умении «разруливать» в эпоху цены за нефтяной баррель в $ 8−9. И уже сам кластерный подход к экономике выглядит архаизмом, и муратовская программа «жизнь после нефти» уже не востребована — в моде сейчас институциональный подход и теория о возобновляемости запасов нефти, которой в Татарстане хватит аж на 200 лет.
Равиль Фатыхович Муратов был действительно светлым пятном на фоне засилья орговиков шаймиевской эпохи. «Орговик» — это была высшая похвала из уст первого президента РТ. Таким словом определялся выдвиженец, опытный аппаратчик, одним словом, системный игрок, чья ролевая модель достаточно дотошно описана в романе середины 60-х «Новое назначение» писателя Александра Бека. Такие «Онисимовы» шаймиевской эпохи были в большинстве, но прогресса, увы, двигали не они.
Беспокойный Муратов и сотоварищи, постоянно генерировавшие что-то новое, как-то уравновешивали этих матерых хозяйственников, и в этой борьбе противоположностей рождалась современная экономика Татарстана. Поэтому Равиль Муратов и является неотъемлемым символом времени Шаймиева.
Муратов, Тахаутдинов, Бусыгин — отставки этого года говорят о завершении смены поколений властной и хозяйственной элиты Татарстана. Теперь окончательно можно считать уход эпохи Шаймиева свершившимся фактом.
Смотрите, кто пришел
Сменщик Равиля Муратова, 50-летний Алексей Песошин, успел проявить себя как крепкий хозяйственник.
Его путь — это не путь какого-то мажора или сельского кланового аристократа. Это как раз именно те качества, об утрате которых говорил с горчинкой Равиль Муратов — Песошин «пашет», и «глубоко».
Если посмотреть его рабочий путь, то там не найдется синекур. Везде — тяжелая, кропотливая, зачастую под шквалом критики, работа. Действительно, «ломовой конь» — и завод газовой аппаратуры, и администрация Советского района, и Казанский исполком — всюду ответственность и предельная нагрузка. С таким грузом помогает справляться лишь спортивная закалка.
Алексей Песошин — мастер спорта по регби, довольно жесткому виду спорта. Выступал за казанские регби-клубы «Энергия» и «Стрела». При этом два последних года возглавляет республиканскую Федерацию регби. А еще он неплохой математик — работал научным сотрудником НИИ Математики и механики КГУ, защитил диссертацию кандидата физико-математических наук: имеет 11 научных работ и 1 изобретение. Удивительная разносторонняя личность!
Так что, будем теперь наблюдать за новым наполнением столь важной опорной должности, как первый заместитель председателя Кабинета министров РТ.
Ранее на эту тему: Небывалый кадроворот Татарстана
Альберт Бикбов
Фото: пресс-служба президента РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: