«Онлайн Монитор» — уникальное исследование, которое позволяет получить информацию о том, как люди используют Интернет, а в частности:
- Проникновение Интернета в России и тенденции развития
- Демографический портрет (типичного) пользователя Интернета
- Отношение к электронной коммерции, рекламе онлайн и другие вопросы
Независимое Международное Агентство социальных и маркетинговых исследований (МАСМИ) полного цикла (Москва) специализируется в области социологических и маркетинговых исследований. Работает с 1991 года. МАСМИ предлагает широкий спектр количественных и качественных исследований, проводимых методом личного и телефонного интервью, а также В2 В и В2С исследований с помощью Интернета. С 1994 года — в составе международной корпорации МАСМИ Рисерч Групп — www.masmi.com — в качестве дочерней компании. Член ЕМРА (Евроазиатская маркетинговая ассоциация) — www. emra-research.org — с 1998 года.
Методика опроса
Опрос проходил в два этапа. Первый этап — предварительный (офлайн), где определялась реальная доля пользователей, устанавливались их основные демографические параметры (пол, возраст
В ходе второго этапа респонденты в удобной для них обстановке отвечали на вопросы электронной анкеты. К участию в проекте приглашались интернет-ресурсы с большой частотой посещений. Сайты-участники проекта располагали на своих площадях ссылки на анкету посредством установки баннеров или pop-up/pop-under — окон. Наличие среди участников сайтов различной тематики (новостные, развлекательные: музыкальные, туристические и др.) позволяет заявлять о более-менее равномерном «покрытии» пространства Рунета. Из Татарстана в опросе приняли участие 838 человек (1,3\% от общего количества опрошенных).
Кто они?
Интернет в нашей стране по-прежнему остается «мужской территорией» — среди опрошенных оказалось 63\% мужчин и 37\% женщин. Большей частью это высокообразованная аудитория — 46,9\% имеют высшее образование и 25,8\% — незаконченное высшее. Люди, назвавшиеся рабочими, редко используют широкие возможности всемирной паутины — всего 4,8\% из опрошенных. В целом, картина занятости пользователей Рунета выглядит так:

Можно сказать, что Интернет в России — непременный атрибут жизни молодых и энергичных людей с активной жизненной позицией. Это подтверждает и возраст респондентов: половина из них — в возрасте от 21 года до 34 лет. Вопреки ожиданиям, подростков в Интернете оказалось не много: 2,6\% опрошенных в возрасте до 16 лет и 5,6\% — в возрасте 16−17 лет.


Чем занимаются в Интернете?
Подавляющее большинство «пришедших» в Интернет пользователей относятся к его возможностям, как к эффективной справочной системе. Так, 86,4\% опрошенных на вопрос, что вы делали
онлайн в последнее время, ответили, что «искали необходимую информацию». «В почете» также и возможность оперативно связаться со всем миром — за свежей электронной почтой в Интернет «приходят» ежедневно 84,2\% опрошенных.
Постоянные пользователи Сети прекрасно знают, что самые свежие новости появляются в Интернете быстрее, чем на телевидении и радио. Поэтому более половины посетителей регулярно посещают новостные сайты (65,6\%).
В целом картина самых посещаемых пользователями Рунета сайтов выглядит так:

Интернет для россиян — еще и прекрасное место, где бесплатно можно взять то, за что в других местах надо платить деньги. 48,4\% посетителей Рунета, находясь в Сети, регулярно обновляют или загружают программное обеспечение.
Впрочем, в последнее время наблюдается всплеск интереса к покупкам в Интернете — 15,6\% опрошенных заявили, что когда были в последний раз в Интернете, делали покупки. Примечательно, что чаще всего пользователи покупают онлайн книги (25,2\%) и видеокассеты, CD/DVD (21,6\%). 14,1\% респондентов покупают программное обеспечение, 15\% — компьютеры и комплектующие.
Конечно, до настоящего бума покупательской активности в Сети еще далеко: 47,7\% отметили, что ничего и никогда не покупали в Интернете. Возможно, это в какой-то мере связано с недоверием потребителей к нетрадиционному способу приобретения. Ведь даже среди тех, кто все-таки покупает через Интернет, современными способами оплаты (электронными деньгами и электронными чеками) пользуется лишь 9,5\%. Большинство предпочитает рассчитываться наличными при получении заказанного товара (33,4\%) или пользоваться наложенным платежом (12,3\%). Можно спрогнозировать, что в ближайшие годы эта ситуация вряд ли изменится: интернет-покупатели не хотят пользоваться электронными средствами платежей: 43,7\% сказали, что за покупки в Сети им удобнее расплачиваться наличными.
Сколько за это платят
В России число интернет-пользователей с каждым годом растет. За первые три месяца этого года аудитория увеличилась уже на 6\%, и к концу года специалисты прогнозируют 20\% рост. Одновременно население увеличивает и количество проведенных в Сети часов. 36,8\% опрошенных ни одного дня своей жизни не могут себе представить без Интернета, 23,5\% «отдыхают» от Сети лишь по субботам и воскресеньям.
Интернет прочно вписался в распорядок дня современного человека. 38,8\% пользователей проводят перед мониторами более 3 часов в день, еще 34,4\% — от часа до трех.
Общая тенденция снижения в последние годы цен на доступ в Интернет сделала его доступным для массового домашнего использования. В ходе опроса 59,3\% пользователей заявили, что для выхода в Интернет пользуются домашним компьютером и только 36,2\% используют компьютер на работе. Вообще, для 58,9\% пользователей домашний компьютер — основное место доступа в Интернет. Это значит, что российские пользователи готовы (и могут) платить за пользование Сетью. Согласно опросу 18,3\% опрошенных реально тратят на Интернет от 21 до 30 долларов в месяц, 16,1\% — от 5 до 10 долларов, 14,4\% — от 16 до 21 доллара и 12\% — от 11 до 15 долларов. Только 13,3\% регулярно пользующихся доступом в Интернет ничего не тратят из личных средств.
Как относятся к рекламе?
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), среди прочих видов рекламы Интернет показывает самые высокие цифры прироста — 67\% и 30 млн. долларов сборов в год. Специалисты уверенно прогнозируют интернет-рекламе большое будущее. Поэтому большой блок вопросов исследования МАСМИ был посвящен отношению пользователей к рекламе в Интернете.
Такой любимый рекламодателями вид, как всплывающие окна, открывающиеся над текущим окном, раздражает подавляющее большинство опрошенных — 72,8\%. Немного терпимее они относятся к окну, всплывающему под текущим, — оно раздражает 56,4\% посетителей.
Проблема спама, о которой столько говорят и от которой существует множество способов «защиты», тем не менее мешает лишь половине посетителей Рунета — реклама в письмах раздражает 54,1\%. Рекламные ролики и интерактивные баннеры в центре экрана не нравятся 53,9\% респондентов. Самая приемлемая реклама, по мнению участников опроса, — баннерная и контекстная (реклама в результатах поиска), она раздражает 24,3\% и 25,5\% соответственно.
Исследование выявило, что темпы роста российского сегмента Интернета увеличиваются практически каждый год, а структура его аудитории очень своеобразна, что надо учитывать всем участникам интернет-рынка в стране. Более подробные результаты исследования можно посмотреть на сайте www.onlinemonitor.ru. По специальному запросу заинтересованные лица смогут получить дополнительные кросс-таблицы, графики и аналитическую информацию.
Благодарим за предоставленную информацию Андрея Сканави, руководителя отдела интернет-исследований МАСМИ.











Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: