Накануне очередного учебного года во всех регионах России проходят традиционные педагогические совещания. В этом году в дискуссиях педагогов значительное место отводится новому законопроекту об образовании, успевшему наделать шума. 18 августа глава государства побывал на педсовете в Адыгее, где ему вполне могло показаться, что у местных учителей никаких проблем и вопросов к новому закону нет.
«Мне бы очень хотелось, чтобы голос педагогической общественности при окончательном согласовании версии закона был услышан», — обратился Дмитрий Медведев к залу. Но голос этот молчал. Выступления педагогов и чиновников от образования больше напоминали отчеты о личных достижениях, а президенту и главе минобрнауки из зала не прозвучало ни одного не то что острого, но даже какого-нибудь простого дежурного вопроса. Пришлось главе государства самому обозначать болезненные моменты современной системы образования, которые отчасти должен сгладить новый закон. Может быть, единственная, но в то же время робкая попытка острого замечания со стороны педагогов прозвучала в адрес ЕГЭ. Споры вокруг такой формы оценки знаний выпускников школ шли горячие, но, заметил президент, ушли в прошлое. «Я пока не слышал ни от одного педагога такой позиции, что это вредная вещь, — заявил он. — Никто из педагогов мне это не говорил. Политики говорят, но это их хлеб, им нужно зарабатывать очки».
Проблемы, конечно, есть, поэтому каждый раз в системе ЕГЭ приходится что-то подправлять. Очередная необходимость подлатать механизм представилась после очередной сдачи экзамена этим летом. В социальных сетях появились группы, где предлагалась помощь в сдаче ЕГЭ, а в школах выявляли факты, когда вместо школьников аттестацию проходили студенты. «Я не считаю, что это порождение ЕГЭ, — поделился глава государства своим отношением к случившемуся. — Это просто грубое нарушение установленного порядка и отсутствие культуры».
Бороться с новой тенденцией все равно будут. «Чтобы заблокировать подобную возможность, я требую от министерства и правительства в целом подготовить юридические и технологические решения, которые будут препятствовать подобным нарушениям», — обратился Медведев к главе минобрнауки. А сам механизм ЕГЭ для его совершенствования будет подвергнут общественной дискуссии. То же самое происходило и с новой версией закона об образовании. «Такие акты принимаются на перспективу, — обозначил Дмитрий Медведев. — Закон, по сути, направлен на то, чтобы определить наше будущее». Поэтому его так долго обсуждают, руководствуясь известным принципом — «семь раз отмерь и один отрежь». Свои предложения к законопроекту прислали 40 регионов, и по итогам этой затянувшейся дискуссии президент ждет от правительства полноценный доклад и доработанный документ.
Педагогов в новом законопроекте больше всего интересовало то, что так или иначе оговаривало их будущий социальный статус. Не в последнюю очередь он зависит от уровня заработной платы учителей. «Оплата не должна ограничиваться никаким максимальным размером», — заявил Медведев. На ее уровень должны влиять квалификация преподавателя и качество работы. Не может зарплата учителя быть меньше, чем у тех, кто занят в экономике того или иного региона, отметил президент, сорвав громкие аплодисменты.
Самого главу государства беспокоит положение сельских и малокомплектных школ. С одной стороны, село живет в том случае, если в нем есть школа, и начинает деградировать, как только школа закрывается. «В то же время мы не можем мириться с тем, что в том или ином населенном пункте не хватает квалифицированных педагогов», — подчеркнул президент. Одно из решений — объединение школ. «Тема не имеет универсального решения. Она должна решаться применительно к условиям каждой местности», — уверен Дмитрий Медведев. Таким же образом на местах должны подходить к вопросу перевода школ в формат автономных учреждений. В некоторых регионах этот процесс идет полным ходом. В пример приводилась Белгородская область, где 85 процентов школ перевели в эту категорию. Это, правда, не означало, что всем губернаторам надо ориентироваться на подобные показатели.
«Я никого насильно не загоняю в эти рамки, — успокоил Дмитрий Медведев чиновников. — В каждой территории свои текущие социально-экономические условия, но думать о будущем надо. И при возникновении условий часть школ в этот статус нужно переводить». Проблемам школ, пр еподавателей, качеству образования и воспитания столько внимания в многонациональной России уделяют не просто так. Именно школа должна быть одним из гарантов мирного сосуществования многочисленных народов страны. «В некоторых регионах нужно со школы приобщать ребят к традициям разных народов и, конечно, качественно преподавать историю, русский язык и родные языки», — считает Дмитрий Медведев.
«Тот, кого воспитывали в ненависти, будет всегда стоять на этом пути», — заявил глава государства, сославшись на печальный опыт отдельных государств. Скорее всего, речь шла о недавней трагедии в Норвегии, устроенной коренным жителем страны Андерсом Брейвиком. Как ни старался президент раскрепостить полный зал педагогов, ничего у него не получилось — никто не решался выйти к установленным в зале микрофонам. Дмитрий Медведев плохо верил, что у преподавателей нет замечаний: «Если у вас все-таки сохраняются серьезные вопросы, они тем или иным способом должны быть доведены до той группы людей, которая занимается окончательной версткой закона».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: