Каждый пятый случай мошенничества в Татарстане связан с пенсионерами. В 2013 году в республике было совершено 612 фактов социального мошенничества, когда пенсионеры добровольно передавали злоумышленникам свои сбережения, заявил сегодня начальник татарстанских участковых Марат Зарипов.
Пенсионерам звонят или присылают сообщения о том, что их дети или внуки попали в беду, и напуганные старики пересылают деньги мошенникам, чтобы, как они думают, спасти родственников.
При этом расследовать дела, когда средства переводятся на расчетные счета, зарегистрированные в других субъектах, а владельца номера телефона найти невозможно, полицейские зачастую не могут. За прошедший год раскрыты были только 100 мошенничеств. В большинстве случаев мошенники остаются безнаказанными, констатирует Зарипов.
Единственное, что могут сделать в МВД — через участковых общаться с пенсионерами и расклеивать информационные листовки, предупреждающие об обмане, но и это им не везде дают делать.
«Не везде, к сожалению, мы находим поддержку. Не все готовы идти навстречу нашей работе. Можно сказать, что чаще всего это относится к „Сбербанку“. Вчера был случай, когда через „Сбербанк“ на ул. Чуйкова, 2 мошенникам перечислили 312 тыс. рублей. Я лично обращался к руководству банка, но пока наши проблемы они понимать не хотят», — жалуется Зарипов.
Зарипов попросил сотрудников банков внимательнее относиться к пенсионерам, снимающим крупные суммы денег — после пары вопросов те обычно задумываются о своих действиях и звонят детям.
«У нас было обращение и к руководству „Таттелекома“, чтобы они информировали хотя бы лиц старшей возрастной группы о действиях мошенников. Мы просили просто отправить смс-сообщение, которое бы предупреждало пенсионеров об опасности. К сожалению, они нам ответили, что рассылка одного смс-сообщения обойдется в 2,70 рублей, что им недоступно. Я не говорю про имидж компании, ведь пострадавшие, на которых вышли с помощью этой связи, наверняка обижаются на компанию, определенный отпечаток все равно остается», — считает Марат Зарипов.
Напомним, в республике на данный момент проживает порядка 600 тыс. пенсионеров.
Как правило, звонят поздно вечером, накручивают бабушку, у которой есть внук или внучка, которые могли куда-то уехать. Это самый популярный у мошенников сценарий. Человек всерьез воспринимает все, чем его нагрузили, утром идет в банк и снимает деньги. Здесь же он идет в терминал и переводит средства, о которых их попросили злоумышленники. Но если бы на этом терминале висел наш информационный плакат, предупреждающий пенсионеров, может быть, что-то бы изменилось, и эта бабушка не перечислила деньги мошенникам", — говорит он.
Схемы, по которым деньги переводятся на счета соседних регионов, придумывают заключенные. По словам Марата Зарипова, жертвы выбираются простым перебором номеров.
От звонков мошенники переходят к прямому общению с пенсионерами — просят передать деньги для пострадавших детей наличными.
«В Казани пенсионерка, которой рассказали, что ее внук попал в ДТП, передала деньги прямо в подъезде дома. Мы начали разбираться, выяснилось, что в 6 часов утра ей позвонили и сказали, что в аварию попал ее сын. Но сына у нее нет, и она честно призналась, что есть только дочь. После чего ей позвонили через полчаса и сообщили, что внук попал в ДТП. В итоге деньги она им все-таки отдала. А внуку, чтобы узнать о его состоянии, она позвонила только через шесть часов», — рассказал полицейский.
С каждым годом обман становится более изощренным. Мошенники представляются прокурорами, новыми участковыми врачами или просят помочь в непредвиденных обстоятельствах. Среди «новинок», используемых мошенниками — сайт с вакансиями без специальных требований в государственных учреждениях, за информацию о которых нужно дополнительно заплатить.
Главной защитой, по мнению Зарипова, для пожилых могут стать их дети, которым следует больше беспокоиться о родителях.
«Почему бы нам просто чаще не звонить родителям и не интересоваться, как они живут», — советует полицейский.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: