Новости
21 Июля 2014, 14:00

Полгода бюджетных страданий

Удешевление рубля и повышение налогов пока позволяют удерживать состояние татарстанского бюджета в рамках приличия. Но бремя «майских» указов Владимира Путина и скудная компенсация этих необеспеченных федеральных мандатов заводит республиканский бюджет в дефицитный тупик.

Как уже отмечалось в предыдущем бюджетном обзоре, несмотря на рост доходов татарстанского бюджета под воздействием девальвации, положительных моментов пока маловато. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы выросли на 8%, а рост расходов при этом вышел на двузначную цифру — 17%. Как результат — текущий дефицит бюджета Татарстана в размере 2,9 млрд рублей вместо прошлогоднего профицита в размере 3,9 млрд рублей.

Доходы/расходы бюджета РТ, млрд рублей


Доходы

Основной налог Татарстана — налог на прибыль — вырос на 29% и составил 29,4 млрд рублей.

Причиной роста стали более высокие валютные курсы. Так, средний номинальный курс доллара США вырос на 13% и составил 34,97 руб. в январе-июне 2014 года (31,00 руб. в 2013 году за аналогичный период). По евро рост еще выше — 18%.

Если учесть, что по данным 2013 года доля экспорта в страны Евросоюза в РТ составляет 79,8% от общего экспорта с расчетами в евро, то становится понятна причина столь высокой динамики по налогу на прибыль.

Сальдированный финансовый результат предприятий РТ в январе-мае составил 111,8 млрд рублей, где прибыль — 125,7 млрд рублей (на 29% лучше прошлогоднего), а убыток 13,9 млрд рублей (также на 28% выше прошлогоднего). Половина прибыли сформирована в секторе «Добыча полезных ископаемых». Больше половины убытка сформировано в секторе «Обрабатывающие производства» (в основном, в подсекторах «производство транспортных средств и оборудования», «химическое производство» и «производство нефтепродуктов»).

Благодаря девальвации доходная часть консолидированного бюджета РТ серьезно улучшилась по сравнению с прошлым годом. Нет никаких сомнений, что аналогичная картина будет наблюдаться в бюджете на протяжении всего года. Произошедшая масштабная девальвация рубля закроет все прорехи бюджета, столь сильно ориентированного на поступление «нефтяных доходов». Но сможет ли она компенсировать рост бюджетных обязательств?

Рост бюджетных доходов по НДФЛ на 9% обусловлен ростом заработной платы и, как следствие, увеличением фонда оплаты труда. Так, по данным Татарстанстата, среднемесячная заработная плата, начисленная работникам предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства, в январе-мае 2014 года составила 26 862,0 рубля и возросла на 11,2% по сравнению с соответствующим периодом 2013 года.

Можно, конечно, сетовать, что повышение выплачиваемых зарплат было достигнуто, в основном, внеэкономическими методами — повышением зарплат бюджетникам (врачи, учителя, военные, полиция) в ходе реализации «майских» указов Путина. Но факт остается фактом: растет зарплата — растут и доходы бюджета.

Рост поступлений по акцизам на 18% связан с ростом ставок налогообложения. Его, таким образом, можно отнести на счет административного повышения акцизных ставок по крепкому алкоголю, пиву, табаку и по некоторым позициям нефтехимии, а также расширения линейки выпускаемых автомобилей на ООО «Форд Соллерс Елабуга».

По доходным статьям бюджета четко видно повышение по налогам, зависящим от курсовой политики (девальвация) и директивное (внеэкономическое) повышение поступлений других налогов и сборов.

В то же время, снизившийся на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем межбюджетных трансфертов немного смазал благостную картинку. Более того, снижение межбюджетных трансфертов из федерального центра полностью съело «девальвационную премию» бюджета. Это и неудивительно, ведь в 2013 году еще шел поток федеральных денег на Универсиаду, а в этом году он превратился в скромный ручеек.

Но в целом рост совокупных доходов бюджета на 8% — позитивное явление. Правда, если наложить на эту цифру инфляцию, то рост станет незаметен.

Расходы

На весомый рост бюджетных расходов (увеличение на 17%) повлияла необходимость выполнения все тех же «майских» указов Путина. Уже 2 года прошло с начала их реализации — такой т яжелой для региональных финансов. И ведь не проигнорируешь — невыполнение чревато… Федеральным чиновникам как-то не до компенсаций регионам тяжелой ноши. Регионы выкручиваются, как могут.

Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Татарстан получит от Правительства РФ 367,2 млн рублей дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов. Но это, конечно, капля в море — необходимо более весомое финансирование.

Напомним, согласно указам, к 2018 году среднюю зарплату врачей и преподавателей вузов необходимо довести до 200% от средней по региону, т. е. до 52,7 тыс. рублей (в сегодняшних ценах). В 2013 году в Татарстане только на это повышение потребовалось дополнительно 16,2 млрд рублей. А федеральный Минфин из 16,2 млрд рублей компенсировал лишь 3,7 миллиарда. Разницу республиканскому бюджету пришлось закрывать самостоятельно. В этом году складывается такая же картина.

Для выполнения майских указов придется продолжать наращивание зарплат по соответствующим категориям. Вот только где взять деньги?

Федеральное правительство, озабоченное тяжелой бюджетной ситуацией, сложившейся в регионах, нашло промежуточное решение. Три банка — ВТБ, Россельхозбанк и Сбербанк — согласились предоставлять кредиты по ставке 8,75%, они будут замещаться бюджетными кредитами, объем которых увеличат более чем в два раза, до кризисного уровня 2009—2010 годов, а ставку по ним снизят до уровня ниже 1%. Ставка приближается к той, что установлена для бюджетных кредитов, выдаваемых регионам на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Вот только Татарстану от этого решения ни жарко, ни холодно — он просто не может воспользоваться этим механизмом, потому что на него распространяется мораторий на привлечение кредитных средств и дальнейшее наращивание бюджетных кредитов, получаемых из Минфина РФ. Напомним, что в связи с подготовкой к Универсиаде Татарстан получил федеральных бюджетных кредитов на 65,5 млрд рублей. В конце 2012 года решением Москвы они были реструктурированы — были предоставлены налоговые каникулы на ближайшие 10 лет, то есть до 2022 года. А в последующие 10 лет — с 2023 по 2033 годы — республика должна будет погашать кредит равными долями по ставке 0,5 (!) процентов годовых.

Так что Татарстану придется как-то выкручиваться.

Для реализации майских путинских указов пришлось прижать расходы на «Жилищно-коммунальное хозяйство» (-15%). Зато возросли (во многом из-за поднятия зарплат учителям и врачам) расходы бюджета на «Образование» (+22%) и «Здравоохранение» (+5%). Отметим, что по здравоохранению тотальное поднятие зарплат еще на подходе.

Также на 45% пришлось увеличить расходы по статье «Национальная экономика», доведя ее исполнение до 67% от годового плана. Традиционный сезонный всплеск, ведь в данной статье расходов собрано множество инфраструктурных вложений, работы по которым приходятся на летний период.

Таким образом, Татарстан имеет текущий дефицит бюджета в размере 2,9 млрд рублей вместо прошлогоднего профицита в аналогичном периоде в размере 3,9 млрд рублей. Пока от необеспеченных федеральных мандатов не спасает даже девальвация.

Альберт Бикбов
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
02 Декабря 2021, 16:45
Коронавирус - реакция Татарстана

За сутки коронавирус подтвердился у 236 татарстанцев

Это больше, чем в среду, 1 декабря.

За минувшие сутки в Татарстане коронавирусом заболели 236 жителей. Это на одного человека больше, чем в среду, 1 декабря. Среди заболевших 108 жителей Казани и 14 челнинцев, уточнили в минздраве РТ.

По данным на 2 декабря, с начала пандемии в Татарстане подтверждены 38 тыс. 524 случая заболевания COVID-19.

Коронавирус уже унес жизни 1265 жителей республики.

Напомним, последние три дня в Татарстане наблюдалось снижение числа заболевших COVID-19 за сутки.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: