Об этом говорили на заседании коллегии Министерства промышленности и торговли РТ, которая состоялась 25 августа на территории «Казанской ярмарки».
По данным Министерства промышленности и торговли РТ жители готовы к этой поддержке — и приобретают татарстанскую продукцию охотно. «В результате акции „Покупай татарстанское“, проводимой совместно с телеканалом „ТНВ“ на 10−15% увеличилось присутствие местных товаропроизводителей, в целом же порядка 70% местной продукции представлено в продовольственных магазинах республики, — рассказал в начале коллегии министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. Но в первую очередь мы должны быть заинтересованы в поставке качественной продукции», — отметил он.
Кризис скорректировал покупки татарстанцев
Для 2009 года, начал свое выступление заместитель министра промышленности и торговли РТ Олег Власов, характерно снижение покупательской активности населения. Есть негативные изменения и в структуре потребления — жители республики стали приобретать больше продовольственных товаров, в целом же на долю потребительских расходов уходит 75% от всех доходов населения, поэтому состояние потребительского рынка является своего рода индикатором, происходящих в экономике социальных и экономических проблем.
Однако, несмотря на финансовый и экономический кризис, покупать в республике меньше не стали — за первое полугодие этого года оборот розничной торговли составил 184,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 100% к уровню прошлого года. Но если посмотреть на эти цифры шире (особенно учитывая инфляцию), то станет ясно, что замедление все же есть — в последние годы ежегодные темпы роста оборота розничной торговли достигали 20% и выше.
Депутат Государственной Думы России от РТ Хафиз Салихов (а в прошлом министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ) тут же нашел этому явлению причину — все дело в отсутствии банковского кредитования. «Такие непродовольственные товары, как холодильник или телевизор население обычно брало в кредит. Какие сейчас в среднем процентные ставки по кредитованию?» — задал он вопрос членам коллегии. Присутствующие же начали рассказывать не о кредитах на бытовую технику, а о своих проблемах — о том, что в нынешних условиях получить предпринимателям, занятым в системе торговли, кредит на развитие не просто, банки требуют увеличение залоговой массы.
Но все же торговый бизнес в республике не стоит на месте. Крупные торговые сети в последние годы стали одними из самых быстрорастущих и успешных сегментов рыночной экономики, в которых формируется порядка 20 процентов оборота розничной торговли продовольственными товарами республики. Только в текущем году в республике вновь открыто 131 предприятие торговли. Свидетельство такой активности — огромное количество торговых площадей.
Олег Власов, заместитель министра промышленности и торговли РТ:
— Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в настоящее время составляет 543 кв.м., в том числе по Казани — 813 кв.м. Это один из самых высоких показателей среди российских городов, причем, согласно мнению аналитиков потребительского рынка, среднеевропейский стандарт нормальной обеспеченности населения торговыми площадями составляет 500−600 кв. метров на 1000 жителей.
Но и здесь не все просто — количество площадей не переходит в качество. В среднем по Татарстану только 30% торговых площадей соответствуют международным стандартам организации торговли.
Татарстанские товары — во все гипермаркеты республики
Именно так ставят задачу в Министерстве промышленности и торговли РТ. Благодаря системной работе, проводимой министерством совместно с органами исполнительной власти муниципальных образований, торговыми предприятиями, доля республиканской продукции в сетевых компаниях постоянно растет. По итогам 6 месяцев 2009 года у крупных торговых операторов доля местной продукции составила в ассортименте 43% (в 2008 г. — 38%), в товарообороте — 54% (в 2008 г. — 46%).
Такие результаты — итог сотрудничества в рамках проекта Положения, разработанного Министерством промышленности и торговли РТ, «О порядке доступа республиканской продукции сельхозпереработки в торговые сети», который предусматривает отмену всевозможных бонусов и дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, а также ограничение сроков взаиморасчетов с учетом реальных сроков р еализации.
За исключением торговой сети АК БАРС «Пятерочка» пять крупных республиканских сетевых операторов практически без поправок добровольно приняли для себя обязательства, облегчающие вхождение продукции республиканских сельхозпереработчиков на прилавки. Это «Бахетле», «Эдельвейс», «Народный», «Эссен» и «Универсалторг». В результате, руководствуясь условиями Положения, было переоформлено более 60 договоров на взаимовыгодных условиях.
Однако внедрению татарстанской продукции на прилавки гипермаркетов могут помешать и сами производители продукции.
Олег Власов:
— Проводя еженедельный анализ выполнения заявок на пищевую продукцию, Минпромторг РТ отмечает, что отдельные республиканские товаропроизводители, для которых были созданы лояльные условия для вхождения в торговые сети, не выполняют в полном объеме свои договорные обязательства. Так, только за последние три недели отмечены недопоставки в значительных объемах молочной продукции и мяса птицы.
Около 45% продукции собственного производства не соответствуют предъявляемым требованиям
Тему качества, актуализированную министром в начале коллегии, продолжил руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан Виктор Морозов. Он отметил о положительной тенденции в работе Управления — за последнее время количество жалоб на некачественную продукцию сокращается. Однако проблемы, связанные с качеством все же остаются.
Виктор Морозов, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан:
— Главное, что нас волнует — это система взаимоотношений между товаропроизводителем и теми, кто эти товары реализует. Иногда в заключаемых между ними договорах показатель «качество товара» отсутствует или вовсе не заключены никакие договоры. При таких условиях тяжело предъявлять какие-то требования по качеству.
Виктор Морозов также акцентировал внимание на качестве продукции собственного производства (салаты, пельмени и прочее), произведенной в республике. Оказывается, порядка 45% этой продукции не отвечают требованиям, которые к ней предъявляются! А лабораторный контроль внутри самой производственной компании — скорее исключение, чем правило.
Напоследок Виктор Морозов затронул давнюю проблему — присутствие контрафактной продукции подпольного производства на алкогольном рынке республики. С начала 2009 года по его данным 1002 человека получили острое отравление этой продукцией. В 57 случаях это привело к летальному исходу.
Фото — сайт www.biathlon-russia.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: