«Не исключаю, что в ближайшее время могут быть возбуждены определенные дела административные со стороны ФАС или даже правоохранительных органов, более строгие, чем те, которые могут привлекать к административной ответственности», — заявил вчера глава Минсельхоза России Николай Федоров. По его словам, имеется уже несколько бригад надзорных организаций, следственных органов, которые берут материалы о повышении цен в проработку, на рассмотрение.
Не отставая от Москвы, в Татарстане по поручению президента республики Рустама Минниханова создан Оперативный штаб по контролю за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Его основные задачи — ежедневное проведение мониторинга розничных и закупочных цен на продовольственные товары, недопущение роста цен на социально значимые продукты питания. Руководителем штаба назначен первый заместитель премьер-министра РТ Алексей Песошин.
Алексей Песошин
Так, через плохо скрываемые угрозы, рынку подан довольно четкий сигнал, что он уже не «рынок», а планово-распределительный механизм времен «развитого социализма». В российских торговых сетях начали ломать головы — ведь от поставщиков уже начали приходить уведомления о повышении цен. Так, один из крупнейших российских ритейлеров, группа X5 Retail Group уже сообщила в Минпромторг, что ее поставщики повысили отпускную стоимость креветок и красной рыбы более чем на 20\%. По информации «Ведомостей», о корректировке цен X5 Retail предупредила и фирма «Фрут Сервис» (поставщик фруктов и овощей).
Повышение цен неизбежно подтолкнет инфляцию вверх и больно ударит по кошелькам малообеспеченных сограждан. Ведь доля расходов у беднейших семей на продовольствие очень высока и составляет 44,6\% доходов. У наиболее обеспеченных, даже несмотря на дорогущие деликатесы, расходы на еду в три раза ниже — 16\%.
Из запрещенных импортных продуктов мясо и мясная продукция занимают наибольшую долю в потреблении россиян (около 9\%, а, например, фрукты — 2\%), отсюда и наиболее сильный эффект инфляции. Под новый запрет подпадают продукты, на долю которых приходится 20\% индекса потребительских цен. Значительный вклад в инфляцию может внести удорожание молочной продукции: доля ее импорта в потреблении составляет около 24\%, под запрет попадает от 35\% до 50\% импорта.
Предыдущие контрсанкции, вводимые Россией против западного продовольствия с начала года по различным (например, санитарным) соображениям, уже привели к росту цен:
- Первая зимняя волна запретов — на свинину из ЕС и на некоторые украинские товары — добавила инфляции 1 п. п.: цены на свинину выросли на 20\%, за ней на 10−15\% подорожали другие мясные товары.
- Россия еще в начале года ввела ограничения на импорт мяса из ЕС, его импорт сократился на 40\%, а рост цен на мясо к июлю ускорился до 11\% против 0\% годом ранее.
- С начала января цена килограмма живой свиньи (оптовые цены на свинину на внутреннем рынке) выросла с 72 до 102 руб.
- Импорт мяса в Россию в первом полугодии 2014 года упал на 37\% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В то же время, средние потребительские цены на свинину в РФ за первое полугодие 2014 года выросли на 17\% — до 253,41 рубля за килограмм, на говядину — на 2,6 рубля — до 253 рублей за килограмм, на мясо птицы — на 10\% — до 118,5 рублей за килограмм.
И вот, стартовала новая волна еще более мощных запретов…
Вряд ли тотальным административным контролем и созданием разнообразных оперативных штабов удастся сдержать повышение цен в магазинах. Повышение цен — неизбежность, и этому есть весьма весомые основания.
Провести импортозамещение в продовольственной сфере в ближайшее время крайне сложно — разве что через несколько лет. Однако мораторий на импорт продовольствия из ЕС объявлен только на год. Несмотря на то, что в правительстве вовсю работают над Программой импортозамещения продукции из США и Евросоюза (она будет подписана президентом Владимиром Путиным в октябре), ждать значимых результатов в ближайшее время не стоит.
Виной тому природный, биологический цикл: чтобы появились сады, их нужно сначала заложить, и только на четвертый-пятый год можно будет собирать урожай. Корова начинает давать молоко только после первого отела. Сводить ее с быком можно только по достижении веса в 300 кг и возраста в 18 месяцев. После этого корова будет носить теленка 10 месяцев.
Кроме этого, нужны новые молокозаводы, свинокомплексы, молокофермы, рабочая сила, новое оборудование, сельхозтехника, семена, корма
Речь идет о колоссальных финансовых вложениях на суммы на триллионы рублей. И это при том, что для российского правительства сельское хозяйство до сих пор считалось не очень важной отраслью. Возьмем неизбежное для сельского хозяйства в наших широтах субсидирование. В Германии государство субсидирует сельское хозяйство в соотношении 400 евро на гектар. Россия дает производителю 400 рублей на гектар, то есть 8 евро, в 50 раз меньше. Причем затраты аграриев на зерновые составляют 700−1000 долларов на гектар, а по картофелю — до 4000 долларов. В странах Европы господдержка АПК составляет до 40\% себестоимости продукции. Западный фермер берет кредиты под 1−2\% годовых. Наш — под 15−18\%. Хотя российские крестьяне работают в более сложных условиях, чем те же фермеры США или Европы. Климат суровый, вегетационный период короткий.
Возьмем такую задачу, как обеспечение страны достаточным количеством зерна. Год назад депутат Госдумы от РТ Айрат Хайруллин, в прошлом известный сельский предприниматель, с трибуны Госдумы представил расчеты для получения 95 миллионов тонн хлеба. На семена — 192 млрд рублей, на удобрения, химикаты — 252 млрд рублей. Еще 99 млрд — на запчасти, закрытие влаги, уход за озимыми. Всего около 550 млрд рублей. Уборка урожая, заготовка кормов, озимый сев, подъем зяби обойдутся в семьсот миллиардов. Итого 1,2 триллиона рублей.
И это только для урожая зерна.
Российская экономика сейчас буквально разрывается в отношении требуемых в ближайшее время гигантских финансовых затрат. Одновременно с импортозамещением в агропромышленном комплексе также стартует масштабное импортозамещение в оборонно-промышленном комплексе. Планируемые расходы тоже считают триллионами. А тут еще и проблемы, возникшие из-за санкций у крупнейших компаний нефтегазового сектора («Роснефть» и «Газпром»), которым также срочно нужна финансовая госпомощь. Так, президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился сегодня в правительство с просьбой о финансовой помощи компании. Речь идет о выкупе за счет фонда национального благосостояния (ФНБ) новых облигаций «Роснефти» на 1,5 трлн рублей.
Выдержит ли такое наша экономика, и так находящаяся в рецессии, даже при относительно высоких нефтяных ценах? Можно написать какую угодно красивую программу по импортозамещению в сельском хозяйстве, но если ее не подкрепить огромными деньгами, то цена ей грош. Так что с уверенностью можно констатировать только одно: серьезных подвижек по импортозамещению в России в ближайшее время не будет.
Произойдет всего лишь перераспределение импортных потоков, потому что заняться реальным импортозамещением мы не готовы. То есть, теперь продукцию нужно закупать не в Европе, а, например, в Турции, Аргентине, Бразилии. То есть, против Европы мы вводим санкции, а для Бразилии открываем новые квоты на поставку мяса и овощей.
Далеко не все понимают, что те страны, которые начнут нам сейчас поставлять (Южная Америка и Азия), не потому не поставляли, что не хотели, а просто их санитарные нормы плохо подходили для нас. Вот поэтому и проигрывали конкурентную борьбу за полки наших магазинов.
Далеко не все понимают, что российских товаров нет в магазинах, или их очень мало не потому, что торговые сети их не берут, а потому, что их попросту нет. Большая часть российских производителей — это до 70\% импортного сырья или просто перефасовка.
Даже по самым оптимистичным выкладкам по всем запрещенным категориям именно страны-санкционеры обеcпечивают от 20\% до 40\% импорта. В один день заменить столько поставщиков без резкого роста цен невозможно.
Кто имел хоть какое-то отношение к бизнесу, знает, что такое смена поставщика. Даже если ваш новый поставщик лучше прежнего — это всегда проблема. Само переключение, налаживание новых связей занимает время. При любом переходе возрастают риски. Рост рисков ведет к росту цен.
Создавая штабы и комиссии по контролю за ценами, угрожая поставщикам и сетям, правительство делает другую роковую ошибку. Это уже проходили при «развитом социализме» — контроль за ценами лишь приводил к дефициту на полках и торговле из-под полы. СССР погубила колбаса, а точнее, ее отсутствие.
Альберт Бикбов
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: