По статистике, собранной компанией «АСМ-холдинг», в 2003 году производство автомобилей выросло на 3,1% по сравнению с 2002 годом. Отечественный автопром превысил отметку в 1 млн. выпущенных машин: точная цифра — 1 010 310. Однако основная заслуга в достижении такого результата принадлежит отнюдь не отечественным автопроизводителям, а деятельности одного совместного предприятия, нескольких автосборочных заводов и завода Ford во Всеволжске. На основных же российских предприятиях в прошлом году выпуск автомобилей сократился.
Многие российские автопроизводители с трудом преодолели кризис сбыта, когда в конце 2002 года из-за грядущего повышения пошлин страну заполонили подержанные иномарки. Это не могло не отразиться на уровне производства. За первые три месяца отставание в секторе легковых автомобилей составляло 19%. Даже по итогам 9 месяцев отечественный автопром уступал себе самому годичной давности 5,3%, но удачная работа в октябре, ноябре и декабре позволила достичь миллионной отметки.
У главных отечественных производителей — ВАЗа и ГАЗа — производство упало.
АвтоВАЗ сумел восстановить устойчивый сбыт своей продукции только к марту. В 2003 году с конвейера предприятия сошло 699 889 легковых автомобилей, или 99,6% к уровню 2002 года. У партнеров тольяттинцев из соседней Сызрани — ООО «Рослада» — дела сложились хуже: предприятие выпустило на 33% меньше автомобилей, чем в 2002 году. Причем, сокращение выпуска намечается на ВАЗе и в следующем году — завод запланировал выпустить 684,8 тыс. автомобилей.
На ГАЗе дела тоже шли неважно. В 2003 году в Нижнем Новгороде произведено 56 783 автомобиля — спад на 13,4%. Впрочем, завод надеется поправить дела за счет рестайлинговой «Волги», выпуск которой начнется 25 января. По словам генерального директора ОАО «ГАЗ» Алексея Баранцева, в 2004 году планируется собрать 72,5 тыс. таких машин. Впрочем, объем выпуска будет зависеть от спроса.
Снижение производства отмечено также и на заводе в Ульяновске: УАЗ в 2003 году выпустил на 2,7% меньше внедорожников, чем в 2002 году.
Рост производства отмечен лишь на трех заводах, выпускающих российские легковушки. Это производители «Оки» — КамАЗ и CеАЗ, а также Иж.
По данным «АСМ-Холдинга», в прошлом году вырос спрос на микролитражки — за счет этого Камский и Серпуховской заводы сумели добиться увеличения выпуска на 3,3% и 2,9% соответственно. На 19,4% возросло производство «Оды» и ВАЗ-2106 на заводе в Ижевске. Эти машины в основном покупают в провинции, где существует стабильный спрос на простые и дешевые авто.
«АСМ-Холдинг» прогнозирует, что доля иномарок отечественной сборки (сейчас она составляет 5,5%) будет расти из года в год — ну не дотягивают традиционные российские брэнды до зарубежных аналогов. Такого же мнения придерживаются и многие другие эксперты.
СП «GM-АвтоВАЗ», хоть и не смогло выполнить план на 2003 год (21,8 тыс. вместо 35 тыс.), надеется на быстрый прогресс. В этом году речь идет уже о 60 тыс. машин, а в 2005 году — о 75 тыс. (уже с учетом Chevrolet Viva на базе Opel Astra предыдущего поколения).
Среди сборочных предприятий лидирует калининградский «Автотор». Здесь выпущено 8415 машин — почти в полтора раза больше, чем в 2002 году. Прибалтийцы в 2004 году планируют выпустить 20−24 тыс. легковых автомобилей, расширяя модельный ряд за счет Hummer и, возможно, других внедорожников от GM и новых моделей BMW. ТагАЗ собрал 5896 Hyundai Accent — прирост составил 136,8%. Но больше всего выросло производство на московском предприятии «Автофрамос». В 2003 году здесь выпущено 1239 автомобилей Renault Clio Symbol, что перекрывает прошлогодний результат в 8,3 раза. Сейчас на предприятии идет активная подготовка к выпуску Renault Х90 — машины гольф-класса, созданной специально для стран Восточной Европы. Уже в 2005 году ее полноценное производство должно быть запущено, и завод станет потенциальным конкурентом совместному предприятию GM-АвтоВАЗ.
Единственный в России завод, целиком принадлежащий зарубежному производителю, выпустил в прошлом году 16 261 автомобиль. ЗАО «Форд Мотор Компани» имеет планы сделать в 2004 году 22 тыс. «Фокусов» первого (нынешнего) поколения, а в 2005-м — 25 тыс., но уже второго. Все подробности об этом автомобиле Ford держит в секрете, а официальная его презентация должна состояться в этом году: либо в мае на автосалоне в Бирмингеме, либо в сентябре в Париже.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: