В распоряжении электронной газеты «БИЗНЕС Online» оказались данные о тиражах печатных СМИ Татарстана на начало 2010 года. Мы их публикуем с комментариями экспертов.
Шок миновал?
После вызванного кризисом резкого спада в первой половине 2009 года на рынке печатных СМИ большинство издателей в РТ с опаской ждали новой подписной кампании на 2010 год. Еще бы! Итоги летней подписки-2009 повергли их в шок: общее сокращение тиражей в республике составило тогда 25−30%! Закрылся целый ряд изданий, самыми массовыми и известными из которых являются газеты — «Восточный экспресс», «Казанское время» и другие. Похожая картина наблюдалась по всей стране. По оценкам федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (ФАПМК), в России в 2009 году перестали выходить порядка 20% периодических изданий.
Как же прошла подписная компания на первое полугодие 2010 года? Для того, чтобы прояснить картину, складывающуюся на рынке печатных СМИ в РТ, газета «БИЗНЕС Online» обратилась с запросом в профильные госструктуры: министерство информатизации и связи РТ, республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям. К свежим данным, представленным госструктурами (в таблицах выделены жирным шрифтом), добавлены сведения, публиковавшиеся ранее, чтобы читатели могли увидеть, какова была динамика изменения тиражей в последние годы. Данные таблиц приведены ниже.
Трудности подсчета
Итак, по данным минсвязи, на 1 января 2010 года, разовый тираж подписных печатных изданий в первом полугодии 2010 года составил 1 млн. 665 тыс. экземпляров, или 100,9% по сравнению с итоговым тиражом на первое полугодие 2009 года. Как следует из письма за подписью министра связи Фарита Фазылзянова, республиканская печать за прошедший год потеряла 4,9% подписчиков, а «районки» — целых 22,4%! На этом фоне вызывают удивление официальные итоги подписки на центральную прессу — рост составил 71,7%.
Но при этом ни в одной из таблиц нет федеральных изданий, которые бы показали такой рост подписки или тиража. Как пояснили нам в минсвязи, рост произошел за счет многочисленных российских печатных СМИ, не вошедших в таблицу — иными словами, его вполне могли обеспечить газеты типа «Вестник ЗОЖ».
Что с лидерами?
Обратим внимание на самочувствие наиболее заметных игроков. В Казани продолжается падение подписки у многолетнего флагмана местной печати — «Вечерней Казани». За прошлый год «Вечерка» потеряла почти 7% подписчиков плюс субботний выпуск. На первое полугодие на нее подписалось 27,2 тысячи человек. И даже с учетом розницы ее совокупный тираж не дотягивает до 30 тысяч экземпляров. Для одной из немногих содержательных независимых газет столицы Татарстана, безусловно, это не тираж. Хочется спросить, что происходит с читателями?
Правда, свои тиражи увеличили две главные государственные общественно-политические газеты — «Ватаным Татарстан» — плюс 34,9% подписчиков за год (общий рост тиража 42%), рост на 11% показала также «Республика Татарстан». Однако, следует учитывать, что такой бурный рост произошел преимущественно по еженедельным выпускам этих изданий (у ВТ тираж ежедневного выпуска даже упал на символические пару сотен экземпляров). Похоже, критика со стороны учредителей подействовала на редакции и те приложили максимум усилий. Наверняка, сказалась и поддержка республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, которому передали в оперативное ведение эти две газеты.
На их фоне заметны проблемы у газет «Время и Деньги» и «Молодежь Татарстана» — количество подписчиков у них упало на 8% и 19,5% соответственно и балансирует в районе 1 тыс. человек.
Федералы сдают позиции
Теряют свои позиции и серьезные федеральные СМИ. Так, судя по данным из таблицы № 1, продолжают терять подписчиков такие качественные издания как «Известия» (737 подписчиков на весь Татарстан), «Российская газета» (1770 экземпляров у ежедневной газеты). Падают по тиражам «Комсомолка» (5,8 тысяч экз.), «Труд» (2,3 тыс. экз.) Однако, при этом федеральные издания продолжают сохранять, а некоторые даже наращивать общий тираж — такие данные можно увидеть в таблице № 2. Иными словами, разрыв между общим тиражом и числом подписчиков растет. В редакциях уверяют, что он восполняется за счет увеличения розницы, однако, честно говоря, верится в это с трудом.
Хуже всех, на первый взгляд, выглядит газета «МК-Поволжье», число подписчиков которой упало до 213 человек. Впрочем, это издание традиционно ориентировано на продажу в розницу,
так что для него это не трагедия. Во всяком случае, так утверждает ее главред Геннадий Наумов.
Общая тенденция — тиражи будут снижаться
«БИЗНЕС Online» обратился за комментариями к тем, кто непосредственно участвует в процессе — руководителям СМИ, а также экспертам. В большинстве они сходятся во мнении о том, что тиражи печатных СМИ будут падать, а их количество уменьшаться.
Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:
— В целом, подписная кампания шла тяжело. Общая тенденция — тиражи печатных изданий уменьшаются. Но не у всех. Нам удалось благодаря проведению маркетинговой кампании, увеличить тираж на 20 процентов. Стали более плотно заниматься розницей: подняли с 1,5 тысяч до 9,5 тысяч экземпляров. Но пока работаем не в прибыль, надеемся, что в этом году получится выйти на рентабельность. Внедрение на рынок розницы — мероприятие довольно расходное: чтобы войти к одному оператору, нужно заплатить десятки тысяч рублей. Один оператор запросил 85 тысяч рублей! Что касается падения подписных тиражей районных газет, скорее всего, сказывается закостенелая форма работы с читателями. Вообще читателей становится меньше, они уходят в Интернет, кто-то смотрит только телевидение. Вырастает генерация людей, которые вообще не читают, даже книги. И нужно прыгнуть выше себя, чтобы привлечь нового читателя.
Если говорить о прогнозах на будущее, рынок будет проводить дальнейшую селекцию печатных изданий (итоги 2009 года в России — 20 процентов изданий было закрыто). Число тех, кого поддерживают спонсоры, будет уменьшаться, так как спонсорство тоже небезвозмездно, например, какие-то издания открывают специально под выборы
Фарит Шагиахметов — первый заместитель руководителя республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям:
— Здорово, что тиражи городских и районных изданий остались на прежнем уровне. Небольшие колебания можно отнести к сезонному явлению: известно, что первое полугодие традиционно более успешно, чем второе, так как летом много людей находится в отпусках. Другое дело, что когда из числа их учредителей ушли органы местной власти, исчез момент административного ресурса, и теперь остались реальные подписчики.
«Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан» — единственные издания в республике, учредителями которых являются органы госвласти, они публикуют официальные документы. Возможно, это сказалось на росте их тиражей в первом полугодии 2010 года: газеты стали больше выписывать в районах, где их еще не получали. Думаю, во многом это заслуга и учредителей изданий.
Как известно, «Вечерняя Казань», «Время и Деньги» в прошлом году приняли решение о сокращении полосности и количества выходов газеты. Эти меры предприняты изданиями, чтобы выжить на рынке. Впрочем, «Вечерка» себя уверенно чувствует, у нее есть преданные читатели. Нормально себя чувствуют «Вечерние Челны». Большие трудности сейчас испытывают «Известия Татарстана». Думаю, больших перспектив по тиражам у них нет: рекламы нет, подписчиков нет. Из-за больших задолженностей по печати сейчас никто не хочет печатать эту газету. Большие сложности у федеральных СМИ, за исключением, пожалуй, «Комсомольской правды». Что такое две с небольшим тысячи — тираж для «Коммерсанта»? Значительно за последние годы упали тиражи у «Известий», «Труда».
Если говорить в целом, за прошедшие полгода с рынка Татарстана не ушло ни одно известное, традиционное издание, но и приход новых игроков также пока не предвидится. Ну, а общая тенденция — тиражи будут снижаться, это ясно. Постепенное падение тиражей прогнозируемо. Люди находят другие источники получения информации — Интернет, радио, телевидение.
Рашид Галямов — генеральный директор ИД «Парадигма»:
— Печатный рынок в Татарстане вызывает двоякие чувства. С одной стороны тиражи печатных изданий падают, и это вызывает сожаление. Ведь общественную функцию газет и журналов не могут заменить другие СМИ — те же ТВ или радио. Последние — это или пропаганда, или развлечение.
Если общество не читает газет, значит, оно перестает думать и ориентироваться в происходящем. Теряется его связность. Элита теряет обратную связь с народом (ТВ его не заменит), и варится в собственном соку. Единственным утешением здесь может служить тот факт, что часть аудитории переключается на Интернет.
С другой стороны наш рынок по прежнему избыточен «странными» изданиями, которые ломают рынок (пожирая кадры и деньги рекламодателей
) и которые, на мой взгляд, даже полные идиоты не читают — настолько они неинтересны и примитивны.
Ну не может в Казани выходить столько ежедневных газет! Если считать с федералами и татарскими СМИ у нас выходит минимум десяток (!) таких газет — неудивительно, что тиражи их мизерные. Этого нет нигде в мире! Поэтому, наверное, не стоит сожалеть о падении тиражей — пусть побыстрее произойдет очищение рынка от балласта, который невозможно в руки брать. Пусть останется пара газет, но это должны быть Газеты. Не ошибусь, если скажу, что экономический кризис, как санитар леса, в этом только нам всем на руку. В прошлом году он уничтожил 80 процентов «гламурного мусора», в 2010 году, наверняка, продолжит свое дело.
Геннадий Наумов — главный редактор «МК-Поволжье»:
— Подписка — не самое главное. На подписке до сих пор держится «Вечерняя Казань», но во всем мире она давно умерла. Прессу душит не кризис и даже не сужение рекламного рынка, а распространители газет. И кризис для СМИ только начался. В конце прошлого года у нас начались неплатежи со стороны продавцов. Я работаю на все Поволжье и, должен сказать, что самая плохая ситуация — в Казани: наценка 100 процентов и более, плохая торговая дисциплина. Да, рекламный рынок подсел, но читатели остались, резкого падения читательского спроса нет. У кого-то подсела подписка, но зато розница подросла. Кризиса здесь нет. Кризис в том, что продавцы стали наглеть.
Минназыйм Сафаров — главный редактор газеты «Ватаным Татарстан»:
— Итоги зимней подписной кампании, как ни странно, порадовали — рост составил 34 процента! Мы нашли свою нишу: ходили от дома к дому, от квартиры к квартире, рассказывали людям о нашей газете. Для этого у нас был создан специальный отдел. К удивлению, многие люди просто не знали, что есть такая газета «Ватаным Татарстан». Общаясь с людьми, мы выяснили, что заблуждались, думая, что у людей нет денег или, что они привыкли к каким-то определенным газетам или журналам. По-прежнему есть люди, которым необходимо серьезное чтение, которые любят порассуждать, хотят задать вопрос газете и получить ответ, а не просто почитать что-нибудь легкое. В итоге за счет этой работы мы привлекли дополнительно шесть тысяч подписчиков. Надеяться на один лишь административный ресурс сейчас не приходится, работать с главами муниципалитетов можно в том плане, чтобы газету получали в библиотеках, школах. С нового года мы поменяли дизайн газеты. Изменился принцип верстки, более современным стал шрифт, увеличился размер фотографий, стало больше «воздуха». Вообще газета «отошла от официоза», стала более светлая, удобная для читателей.
Зуфар Хакимзянов — исполнительный директор Горпечати, входящий в группу компаний «Альянс» (сеть киосков «Горпечать»):
— Последние тенденции рынка печатных СМИ республики, в принципе, совпадают с общероссийскими тенденциями, обобщенными федеральными аналитиками: Первое — это сокращение взаимозаменяемых изданий в одном тематическом сегменте, среди изданий наблюдается естественный отбор, в результате которого выживает сильнейший и наиболее интересный для конечного потребителя продукт. Второе — сокращение спроса на ежедневные издания, что можно объяснить развитием электронных СМИ, параллельное развитие электронных версий изданий. Третье — популяризация коллекционных изданий (патворков). Ежегодно издательские дома выпускают в свет десятки коллекций (периодические издания заданной тематики, имеющие определенное количество выпусков), которые пользуются все большим спросом у покупателей.
Зульфия Султанова — главный редактор газеты «Челнинские известия»:
— В отличие от других городских изданий, наша газета выходит дважды в неделю — в среду и пятницу. Тираж номера, выходящего в среду, составляет 3 тысячи экземпляров, в пятницу — 9 тысяч. Такая разница объясняется тем, что в среду мы публикуем больше информации официального, делового характера, а пятничный номер позиционируется у нас для более широкого круга читателей с познавательно-развлекательным содержанием. При проведении подписной компании мы делаем больший упор именно на пятничный номер. По итогам последней подписной компании мы сохранили те же цифры, что были до этого. Причем, опять же в отличие от ряда других челнинских газет, наш тираж сертифицирован и мы отвечаем за каждый экземпляр.
Справедливости ради надо отметить, что в долгосрочной перспективе рассчитывать только на подписку не приходится, потому что она постепенно уходит в прошлое. В дальнейшем м ы планируем более активно развивать продажу газеты в городе. Но поскольку челнинский рынок сформировался уже давно, вклиниваться и находить в нем свое место довольно непросто. Тем не менее, мы рассчитываем, что наши продажи через розничную сеть будут расти. Во всяком случае, мы задействуем для этого все известные методы.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: