Функции 92 независимых региональных предприятий возьмет на себя недавно созданное ФГУП «Почта России». За счет консолидации управления планируется увеличить качество услуг почтовой связи, в частности — довести время доставки корреспонденции до международных стандартов, а также увеличить рентабельность компании с нынешних 4 до 15%. После этого «Почта России» будет преобразована в акционерное общество, и часть ее может быть продана стороннему инвестору. Создание в этой отрасли естественного монополиста, однако, не только не ухудшит положение альтернативных операторов почтовой связи, но, напротив, должно повысить эффективность их взаимодействия с традиционной почтовой службой.
В декабре начался процесс передачи функций региональных предприятий федеральной почтовой связи созданному осенью 2002 года ФГУП «Почта России». Первыми в этом списке стали УФПС Московской, Ярославской, Тверской и Тульской областей. Как сообщил директор компании Игорь Сырцов, в 2004 году к «Почте России» присоединится еще 35 регионов, а количество предприятий связи, входящих в компанию, увеличится до 150 тысяч. При этом г-н Сырцов подчеркнул, что реструктуризация осуществляется за счет собственных инвестиций компании. Консолидация управления позволит навести порядок в отрасли: прежде всего прекратится конкуренция между отдельными почтовыми отделениями, которые, будучи независимыми, зачастую даже отказываются принимать к обработке корреспонденцию, если почтовые марки покупались в другом отделении.
Наталья Арибжанова, начальник службы маркетинга фирмы «Почта-Сервис»:
— Это закономерно, ведь каждое отделение связи стремилось заработать и оставить клиентов у себя. Отправитель, купив марку в одном отделении, приносил ему доход, а работой загружал другого. Поэтому там и не хотели принимать конверты с марками из другого отделения.
В пресс-службе «Почты России» сообщили, что уже сейчас конкуренции между отдельными почтовыми отделениями якобы нет и о некоторого рода соперничестве можно было говорить раньше, до создания единой компании.
Как сообщается, за счет централизации управления руководство почтовой службы намерено повысить качество услуг почтовой связи. Для этого заявлены планы по оптимизации логистики, сети магистральной перевозки и сортировки почты, строительству новых сортировочных центров, внедрению новых технологий упаковки и транспортировки, информационных технологий обработки почты, новых услуг. Однако не все эксперты едины во мнении, что простая консолидация управления позволит достичь этих целей.
«Обычная почта если и сможет стать быстрой и удобной, то только ценой больших инвестиций», — сказал коммерческий директор DHL в СНГ и странах Балтии Роланд Томас. С этим согласны и в самой «Почте России». Как сообщил Игорь Сырцов, только для создания системы магистральной перевозки почты необходимо 350 млн. долларов. Между тем в 2002 году на модернизацию почтовой связи, по информации МАП РФ, было выделено всего 20 млн. рублей вместо необходимых 2,5 млрд. рублей.
С учетом этого возникает опасение, что за счет реорганизации руководство «Почты России» намерено, не затрачивая средства на повышение качества своих услуг, просто повысить рентабельность объединенной компании для того, чтобы после ее акционирования (запланированного на 2005 год) можно было продать ее стороннему инвестору. Руководитель дирекции общественных связей «Почты России» подтвердил, что в настоящее время рентабельность почтового бизнеса составляет около 4%, но в ближайшее время ожидается ее повышение до 7%, а после реструктуризации компании эта цифра вплотную приблизится к 15%.
Александр Демьянов, эксперт BKG:
— Заявление «Почты России» о том, что она достигнет уровня рентабельности в 15%, не совсем голословно. Недавно в компанию пришла команда профессиональных менеджеров, которые будут управлять ей как нормальной коммерческой компанией. Есть у почты и потенциал для развития. Заявленные цели компании соответствуют действительности. Реформа почтовой службы преследует не столько экономическую, сколько политическую цель. Если по окончании реформы не произойдет заметного роста качества почтовых услуг, несмотря на то, какой уровень рентабельности будет достигнут, руководство компании може
т поменяться. Нельзя опровергать возможность частичного акционирования будущего ОАО «Почта России». Кто будет претендовать на акции компании, пока нельзя сказать с уверенностью. Нельзя исключать, что это будет одна из крупных иностранных почтовых компаний.
Рассуждая теоретически, создание в отрасли своего рода естественного монополиста может негативно отразиться на деятельности альтернативных операторов почтовой связи. Однако опрошенные эксперты выразили мнение, что это не скажется на их работе.
Ирина Кулагина, директор по маркетингу компании «ЕМС Гарантпост»:
— В принципе, реструктуризация «Почты России» никак не отражается на нашей деятельности. Мы продолжаем сотрудничество с ними, они наши основные партнеры. Не думаю, что в ближайшем будущем между нами и «Почтой России» будет какая-либо конкуренция. Разве что если они создадут свою собственную курьерскую службу. Однако пока никакой информации на этот счет нет.
Мария Корбут, менеджер по маркетингу и развитию бизнеса почтовой компании TNT:
— Конкуренции между почтой и нами нет по большей части из-за того, что у нас разные виды услуг и клиенты. Напротив, альтернативные операторы связи ожидают от консолидации позитивных для себя результатов. Реструктуризация ФГУП «Почта России» — огромный положительный шаг. Вместо разобщенных региональных подразделений появится единый механизм. Вследствие этого можно ожидать рост эффективности почтовой службы. Для нас реструктуризация «Почты России» также выгодна. Если раньше нам приходилось заключать договора непосредственно с каждым почтовым отделением, то теперь мы ведем работу с единой организацией.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: