К «сюрпризам» нашей отечественной почты мы давно привыкли: письма к адресатам могут идти месяцами, а то и вовсе «потеряться». Но сегодняшние проблемы почты не ограничиваются лишь вопросом качества предоставляемых услуг, немаловажно и сохранение огромной разветвленной сети почтовых отделений по всей стране, многие из которых уже давно убыточны.
Понятно, что реформирование российской почтовой системы насущно, как никогда. По существующему проекту реструктуризация федеральной почтовой службы будет завершена к концу I квартала 2004 года. Функции 92 независимых региональных предприятий возьмет на себя недавно созданное ФГУП «Почта России». За счет консолидации управления планируется увеличить качество услуг почтовой связи, а также увеличить рентабельность компании с нынешних 4 до 15%. После этого «Почта России» будет преобразована в акционерное общество.
Но это все — в масштабах страны. О том, как движется реформа почтовой отрасли в Республике Татарстан, мы попросили рассказать начальника ГУП Управления почтовой связи «Татарстан почтасы» Ольгу Кузнецову.
Ольга Анатольевна, сегодня о реформе почты много говорят. Что она (реформа почты) значит на местном, республиканском уровне? Как проходит, что меняется?
— С 2001 года Правительство РФ очень серьезно рассматривало «почтовые вопросы». Сначала это была Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, затем — концепция развития рынка услуг почтовой связи.
В Татарстане почтовую отрасль на государственном уровне стали поддерживать начиная с 1999 года, когда был подписан Указ Президента РТ «О государственной поддержке почтовой связи Республики Татарстан». В целях финансового оздоровления почтовой отрасли была разработана и действует бизнес-программа повышения рентабельности и обеспечения безубыточной работы «Татарстан почтасы» на период с 2001 по 2005 год. Так вот, реформирование почтовой отрасли заключается в проведении мероприятий в рамках вышеуказанных программ, которые позволяют повысить доходность отрасли. В частности, этого можно достичь, увеличивая объемы предоставления основных услуг и развивая рынок новых.
Для сокращения нерентабельных отделений почтовой связи, которые в прежних условиях пришлось бы просто закрыть, — и сохранения почтовой сети проводится реорганизация структуры управления сетью почтовых отделений с созданием межрайонных узлов почтовой связи — МРУПС. Это позволяет перераспределять денежные потоки и технические средства.
Сложность управления почтовой отраслью заключается еще и в том, что на сегодняшний день мы обладаем самой разветвленной сетью филиалов — у нас 1076 отделений связи по всей республике.
В 2000 году на балансе «Татарстан почтасы» было 400 нерентабельных отделений почтовой связи, сейчас их осталось около 100. Но убыточные узлы связи — не просто груз, который нести тяжело, а бросить — жалко. Возможность пользоваться всеми существующими ныне услугами связи для жителей отдаленных районов переоценить невозможно. Поэтому «кормить» нерентабельные отделения связи придется прибыльным.
И вопрос — как это сделать — не праздный. Не секрет, что сегодня себестоимость универсальных почтовых услуг подчас выше тарифов на них. Доставка обычного письма как до Москвы, так и до Камчатки стоит для потребителей одинаково. Для почты же это — разные, мягко говоря, расходы.
Сегодня эксперты полагают, что с реформой почтовой отрасли цены на универсальные почтовые услуги федеральной почты вырастут в несколько раз. Означает ли это, что самый дешевый на сегодня вид связи для малоимущих — обмен письмами — станет просто недоступным?
Ольга Кузнецова:
— Для достижения намеченного уровня качества универсальных услуг потребуются значительные инвестиции. Если использовать путем собственные средства оператора, то это потребует дополнительного повышения тарифов. Но при их разработке будут соблюдаться следующие принципы:
- достаточность для финансирования универсальных услуг (т ариф должен полностью возмещать затраты, необходимые для оказания универсальных услуг, включая необходимый уровень рентабельности;
- единый тариф по каждой категории письменной корреспонденции вне зависимости от расстояния пересылки, места приема, места доставки и категории потребителей, соответствие принципам ценового регулирования этой услуги во всем мире;
- стабильность тарифов на универсальные услуги почтовой связи, то есть — неизменность на протяжении определенных значительных промежутков времени
Но даже с учетом необходимого повышения тарифов на универсальные услуги почтовой связи они по-прежнему останутся доступными для всех слоев населения.
И все же доходы, получаемые почтовой отраслью доходов от оказания традиционных услуг (прием, пересылка и доставка ценной корреспонденции, реализация ЗПО), по существующим тарифам недостаточны для того, чтобы покрыть эксплуатационные затраты. Поэтому почтовая деятельность сегодня является нерентабельной. За счет чего же планируется повысить ее рентабельность?
Ольга Кузнецова:
— Наряду с профильными услугами почтовые отделения продают товары народного потребления, обслуживают пользователей банковских пластиковых карт, принимают коммунальные платежи, копируют, брошюруют и ламинируют документы, доставляют рекламную продукцию, предоставляют услуги «товары — почтой» и так далее. На сегодняшний день нами внедрено более 80 видов так называемых непрофильных услуг. И только благодаря этому почтовая связь республики уже второй год выходит на безубыточный уровень работы.
Сейчас в ведении «Татарстан почтасы» 56 магазинов, 122 почтовых киосков. В каждом отделении продаются страховые полисы, все виды телефонных карт. Успешно работает проект «КиберПочта@», в рамках которого по всей республике открыто 69 пунктов коллективного доступа в Интернет. А по итогам подписной компании республика обогнала все регионы России по насыщенности печатью — 532 периодических издания на 1000 жителей в Татарстане, при 229 экземплярах на тысячу человек в среднем по РФ.
Так что можно сказать, что татарстанской почте удается не просто «выживать», а крепко стоять на ногах. Подтверждают это и цифры — по Татарстану в целом рентабельность почты составляет 4%, что значительно превышает среднюю рентабельность по России — 2,1%. Отчасти этому способствует и государственная поддержка: сегодня компания «Татарстан почтасы» освобождена от уплаты арендной платы всех помещений, кроме тех, что находятся в Казани.
Ольга Кузнецова:
— Поддержание рентабельности отрасли планируется не только за счет увеличения объема предоставления услуг, но и активного внедрения на сети почтовой связи информационных технологий.
Как пример этому — внедрение проекта «Единая система почтовых переводов» (ЕСПП), обеспечивающего кратчайшие сроки доставки денежных переводов — всего за 72 часа. Ольга Кузнецова считает, что ЕСПП вполне может составить конкуренцию банкам не только в работе с физическими лицами, но также и с юридическими. Кстати, Татарстан первым перевел свои почтовые денежные переводы в более быстрый «электронный вид».
Вообще, скорость становится решающим фактором в вопросе качества услуг почтовой отрасли в РФ. Так, например, когда сегодня средняя скорость прохождения писем в Германии — всего один день, в США — три дня, а в России она составляет более 7 дней. Средний срок прохождения письменной корреспонденции внутри Республики Татарстан составляет 2−3 дня (контрольный срок — 3 дня). И «Татарстан почтасы» постоянно работает над повышением скорости прохождения корреспонденции.
Ольга Кузнецова:
— Почта из Казани до всех районов республики перевозится 6 раз в неделю. Постоянно происходит оптимизация маршрутов по перевозке и доставке почты. Доставка почты во всех райцентрах РТ (кроме Урусу) осуществляется в день поступления корреспонденции. В республиканском центре перевозки почты корреспонденцию сортируют круглосуточно.
Для ускорения процесса улучшения качества универсальных услуг почтовой связи разработана Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи. Ко нцепция предусматривает и сокращение времени пересылки письменной корреспонденции.
Ольга Кузнецова:
— Для этого нужно менять всю транспортно-сортировочную сеть, закупать новые машины, внедрять более быстрые способы доставки, например — самолетами. Сейчас самолеты — коммерческие, и у почты нет денег, чтобы платить авиакомпаниям.
Впрочем, как недавно сообщил первый заместитель министра по связи и информатизации РФ Александр Киселев, на развитие систем доставки почты в России в течение ближайших 5 лет будет инвестировано $ 350 млн. Уже сейчас в рамках реализации концепции по реструктуризации почтовой связи, вылетел первый почтовый самолет ФГУП «Почта России» по маршруту Москва — Норильск — Якутск — Магадан — Анадырь — Петропавловск-Камчатский — Иркутск — Москва.
Все, что делается сегодня в почтовой отрасли, — лишь первые шаги в сторону преобразования российской почты, выхода ее на международный уровень качества услуг.
Ольга Кузнецова:
— Меняется отношение к почте, сегодня мы — современное предприятие, динамично развивающееся, оказывающее большое количество различных услуг, с большими перспективами на будущее.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: