Впрочем, как показывают регулярные проверки строящихся объектов, большинству строительных компаний не хватает не только средств — работникам часто не хватает элементарной добросовестности. Например, на первой же стройке, которую посетили инспектора Ростехнадзора вчера в рамках целевых проверок, была выявлена масса нарушений. Помимо того, что один из действующих автомобильных кранов не имел никаких опознавательных знаков, даже номера регистрации, в нем не работала аппаратура, а сам крановщик не имел соответствующего удостоверения. Грубым нарушением норм можно считать и установку в непосредственной близости от котлована другого крана — башенного, который не упал в котлован только потому, что погода до сих пор стояла сухая и грунт не успел размыться. Завершением картины стали шипящие под дождем оголенные провода с напряжением 380 Вольт.
Дмитрий Грязнов, главный государственный инспектор отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками, сетями и подъемными сооружениями Ростехнадзора по РТ:
— К сожалению, контролировать состояние проводки не в нашей компетенции. Но на автомобильный кран нами была наложена пломба. Это означает, что работать на нем нельзя будет до тех пор, пока не будут устранены неполадки и нарушения. Обычно на это фирме-нарушителю дается недельный срок, по истечению которого он или продлевается по просьбе фирмы-нарушителя, либо проводится повторная проверка — и, при условии полного устранения недостатков, пломбы снимаются.
Правда, по словам инспекторов, на продление срока строители идут крайне редко, следуя поговорке «время-деньги». По словам инспекторов, даже штрафы, которые по Кодексу об административных правонарушениях можно наложить на строителей — ничто по сравнению с убытками, которые они несут в случае задержки сдачи объекта. Принимая во внимание тот факт, что в связи с реорганизацией Ростехнадзора контроль за проведением строительных работ в большей мере возложен на самих строителей, то падение кранов большого удивления не вызывает.
Дмитрий Грязнов:
— За последние годы в Казани произошло 3 аварии с башенными кранами, причем, в двух случаях это были краны, отработавшие нормативный срок службы. Строительные предприятия не спешат заменять изношенный парк грузоподъемных кранов. В течение последних 7 лет в Казани было зарегистрировано всего 4 новых башенных крана, приобретенных организациями взамен изношенных. Поэтому одной из главных задач по обеспечению безопасной и безаварийной эксплуатации грузоподъемных кранов на сегодняшний день является проведение капитально — восстановительных ремонтов.
В России ситуация стоит также остро. С 2001 года в результате падений кранов в РФ ежегодно гибнет около 100 человек. Кроме того, наблюдается рост аварийности: в 2002 году на стройках произошло 34 аварии, в 2003 году уже было 39 аварий, в 2004 — 50 аварий. Как правило, больше половины аварий происходит по техническим причинам — 76\%, из-за неудовлетворительного состояния технических устройств случается 37\% аварий (из-за неисправности приборов безопасности — 15\%, из-за нарушения технологии производства работ — 34\%). Также высоким остается количество аварий, произошедших на опасных производственных объектах по организационным причинам (30\%), в основном из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (8\%), нарушения технологической дисциплины или неправильных действий обслуживающего персонала (6\%) и неправильной организации работ (5\%). | ||
По словам инспекторов, в соответствии с требованиями нормативных документов, краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию). Продлевать срок эксплуатации кранов можно только при организации капитально-восстановительных ремонтов (КВР), что сегодня и делается в республике.
Дмитрий Грязнов:
— Несмотря на массовый физический и моральный износ башенных кранов, их замена или модернизация идет неудовлетворительными темпами. В основном приведение башенных кранов в соответствие с требованиями НТД и промышленной безопасности осуществляется путем проведения экспертно-диагностических обследований, дооснащения необходимыми приборами и устройствами безопасности, проведением капитально- восстановительных ремонтов. Но и эти вопросы решаются сложно. За последние два года были выполнены 29 капитально-восстановительных ремонтов башенных кранов, и это в какой-то степени разрядило обстановку. Но нельзя забывать, что КВР — это вынужденная мера и не может быть столь же эффективна, как замена старого крана на новый.
Поэтому, как сказал Дмитрий Грязнов, по мере дальнейшего старения парка кранов требования к выполнению работ, направленных на обеспечение безопасной их эксплуатации, будут ужесточаться. Например, если раньше для поддержания башенного крана в работоспособном состоянии можно было ограничиться текущими или полнокомплектными ремонтами, то в настоящее время должны будут выполняться в полном объеме все предписанные профилактические и ремонтные работы, в том числе КВР кранов с разборкой и диагностированием состояния узлов конструкций.
Дмитрий Грязнов:
— Основные причины, сдерживающие реализацию намеченных мероприятий и приведение опасных производственных объектов, технических устройств в соответствие с требованиями промышленной безопасности, — не выделение необходимых финансовых средств на эти цели, недопонимание отдельными руководителями предприятий (в основном частных) необходимости соблюдения требований промышленной безопасности.
Однако, по словам Дмитрия Грязнова, проводить параллели между качеством строящихся объектов и всевозможными техническими неполадками, например, в подъемном оборудовании, конечно, нельзя. Впрочем, как показывает практика, если строительная фирма демонстрирует халатное отношение к безопасности собственных сотрудников и своего оборудования, то точно так же она будет относиться и к качеству возводимых объектов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: