Новости
06 Октября 2005, 10:51

Почему в Казани падают строительные краны?

Сегодня 96% башенных кранов, работающих на стройках Казани, уже давно отработали нормативный срок службы (165 из 172 единиц). Главной причиной того, что сегодня дома продолжают строить краны советского времени, специалисты называют банальную нехватку средств у строительных компаний на новое оборудование.

Впрочем, как показывают регулярные проверки строящихся объектов, большинству строительных компаний не хватает не только средств — работникам часто не хватает элементарной добросовестности. Например, на первой же стройке, которую посетили инспектора Ростехнадзора вчера в рамках целевых проверок, была выявлена масса нарушений. Помимо того, что один из действующих автомобильных кранов не имел никаких опознавательных знаков, даже номера регистрации, в нем не работала аппаратура, а сам крановщик не имел соответствующего удостоверения. Грубым нарушением норм можно считать и установку в непосредственной близости от котлована другого крана — башенного, который не упал в котлован только потому, что погода до сих пор стояла сухая и грунт не успел размыться. Завершением картины стали шипящие под дождем оголенные провода с напряжением 380 Вольт.

Дмитрий Грязнов, главный государственный инспектор отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками, сетями и подъемными сооружениями Ростехнадзора по РТ:

—  К сожалению, контролировать состояние проводки не в нашей компетенции. Но на автомобильный кран нами была наложена пломба. Это означает, что работать на нем нельзя будет до тех пор, пока не будут устранены неполадки и нарушения. Обычно на это фирме-нарушителю дается недельный срок, по истечению которого он или продлевается по просьбе фирмы-нарушителя, либо проводится повторная проверка — и, при условии полного устранения недостатков, пломбы снимаются.

Правда, по словам инспекторов, на продление срока строители идут крайне редко, следуя поговорке «время-деньги». По словам инспекторов, даже штрафы, которые по Кодексу об административных правонарушениях можно наложить на строителей — ничто по сравнению с убытками, которые они несут в случае задержки сдачи объекта. Принимая во внимание тот факт, что в связи с реорганизацией Ростехнадзора контроль за проведением строительных работ в большей мере возложен на самих строителей, то падение кранов большого удивления не вызывает.

Дмитрий Грязнов:

— За последние годы в Казани произошло 3 аварии с башенными кранами, причем, в двух случаях это были краны, отработавшие нормативный срок службы. Строительные предприятия не спешат заменять изношенный парк грузоподъемных кранов. В течение последних 7 лет в Казани было зарегистрировано всего 4 новых башенных крана, приобретенных организациями взамен изношенных. Поэтому одной из главных задач по обеспечению безопасной и безаварийной эксплуатации грузоподъемных кранов на сегодняшний день является проведение капитально — восстановительных ремонтов.

В России ситуация стоит также остро. С 2001 года в результате падений кранов в РФ ежегодно гибнет около 100 человек. Кроме того, наблюдается рост аварийности: в 2002 году на стройках произошло 34 аварии, в 2003 году уже было 39 аварий, в 2004 — 50 аварий. Как правило, больше половины аварий происходит по техническим причинам — 76\%, из-за неудовлетворительного состояния технических устройств случается 37\% аварий (из-за неисправности приборов безопасности — 15\%, из-за нарушения технологии производства работ — 34\%). Также высоким остается количество аварий, произошедших на опасных производственных объектах по организационным причинам (30\%), в основном из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (8\%), нарушения технологической дисциплины или неправильных действий обслуживающего персонала (6\%) и неправильной организации работ (5\%).

По словам инспекторов, в соответствии с требованиями нормативных документов, краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию). Продлевать срок эксплуатации кранов можно только при организации капитально-восстановительных ремонтов (КВР), что сегодня и делается в республике.

Дмитрий Грязнов:

— Несмотря на массовый физический и моральный износ башенных кранов, их замена или модернизация идет неудовлетворительными темпами. В основном приведение башенных кранов в соответствие с требованиями НТД и промышленной безопасности осуществляется путем проведения экспертно-диагностических обследований, дооснащения необходимыми приборами и устройствами безопасности, проведением капитально- восстановительных ремонтов. Но и эти вопросы решаются сложно. За последние два года были выполнены 29 капитально-восстановительных ремонтов башенных кранов, и это в какой-то степени разрядило обстановку. Но нельзя забывать, что КВР — это вынужденная мера и не может быть столь же эффективна, как замена старого крана на новый.

Поэтому, как сказал Дмитрий Грязнов, по мере дальнейшего старения парка кранов требования к выполнению работ, направленных на обеспечение безопасной их эксплуатации, будут ужесточаться. Например, если раньше для поддержания башенного крана в работоспособном состоянии можно было ограничиться текущими или полнокомплектными ремонтами, то в настоящее время должны будут выполняться в полном объеме все предписанные профилактические и ремонтные работы, в том числе КВР кранов с разборкой и диагностированием состояния узлов конструкций.

Дмитрий Грязнов:

Основные причины, сдерживающие реализацию намеченных мероприятий и приведение опасных производственных объектов, технических устройств в соответствие с требованиями промышленной безопасности, — не выделение необходимых финансовых средств на эти цели, недопонимание отдельными руководителями предприятий (в основном частных) необходимости соблюдения требований промышленной безопасности.

Однако, по словам Дмитрия Грязнова, проводить параллели между качеством строящихся объектов и всевозможными техническими неполадками, например, в подъемном оборудовании, конечно, нельзя. Впрочем, как показывает практика, если строительная фирма демонстрирует халатное отношение к безопасности собственных сотрудников и своего оборудования, то точно так же она будет относиться и к качеству возводимых объектов.

Новости
20 Апреля 2024, 14:15

На ремонт наружного освещения Казани потратят ₽60 млн

Работы должны завершить до 24 октября.

На ремонт наружного освещения Казани направят 60 млн рублей. Эта информация содержится в тендере на сайте госзакупок.

За указанную сумму планируется перенести опоры на улице Айдарова, установить более 40 опор наружного освещения на проспекте Ямашева, четыре опоры на улице Молодежная, 19 опор на улице Фатыха Амирхана, а также девять опор на улице Лаврентьева на тротуаре между лицеем № 23 и гимназией № 7. Работы должны завершить до 24 октября. Финансирование будет осуществляться из бюджета республики.

Ранее TatCenter писал, что «Главтатдортранс» планирует установить в Татарстане искусственное освещение на дорогах общей протяженностью 12,455 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: