Новости
08 Декабря 2009, 10:37

По старинке

Европротокол, вступивший в силу 1 ноября 2009 года, особого энтузиазма у народа не вызвал. По идее, новая процедура оформления ДТП должна была облегчить жизнь участникам дорожного движения.

Казалось бы, живи и радуйся: не нужно терять время, ждать сотрудника ГИБДД, достаточно лишь заполнить протокол об аварии — эти документы выдаются в страховой при покупке полиса ОСАГО. Но, как это часто бывает, в реальности все оказалось не так хорошо.

Трудности возникают уже на этапе заполнения бланка, описывающего грустную историю столкновения двух железных коней. Занимает оно порой полтора-два часа. Нужно перечислить большое количество документов (паспортные данные, номер водительского удостоверения, номера обоих полисов ОСАГО и т. д.) и описать аварию по всем пунктам, включая расстояние до обочины. Придется рисовать схему аварии. Хотя есть стандартные схемы, листок с которыми выдается в страховой компании, не всегда водитель может точно классифицировать ДТП и снабдить описание нужными деталями. Ряд страховщиков, конечно, предоставляет консультации по телефону.

Но иные отмахиваются, ссылаясь на выданные вместе с полисом инструкции. Кое-где предлагаются услуги аварийного комиссара, который приедет на место происшествия и самостоятельно заполнит протокол, но за деньги — тариф зависит от политики компании, региона и иногда от стоимости застрахованной машины. Да и с пробками нашими представитель страховщика может ехать к месту происшествия дольше, чем сотрудник ДПС. Так что экономия времени в данном случае под вопросом.

Из-за всей этой неразберихи и сомнительной временной выгоды водители предпочитают по старинке вызывать ГИБДД. А потому утверждать, что россияне полностью освоили механизм урегулирования убытков по европротоколу, было бы чересчур оптимистично. Страховщики констатируют: новыми возможностями пользуются только 1−5% от числа водителей, чей случай подпадает под условия европротокола. «Лучше быть уверенным, что твое заявление с извещением о ДТП и справкой формы 748 примут и рассмотрят, чем оформлять извещение, не имея четких критериев заполнения», — поясняет Сергей Рябцев, начальник отдела андеррайтинга и методологии страхования наземного транспорта СК «Согласие».

Да и сами страховщики не спешат внедрять новые правила поведения на дороге. «В нашей местной страховой компании мне сказали: не надо оформлять ДТП без гаишника. Себе же дороже — ничего потом не докажете», — жалуется на одном из тематических форумов житель Казани. Водители и сами понимают необходимость «подстраховки» (такая вынужденная тавтология). Если представителя ДПС не вызывать, вероятность получить отказ в выплатах увеличивается в разы, в нынешние времена страховщики не спешат раскошеливаться.

Страховщики в свою очередь считают, что их клиенты тоже не лыком шиты: мошенничество в страховой сфере и так цветет пышным цветом, а «упрощенка» открывает новые возможности перед нечистыми на руку клиентами. «Допустим, ДТП случилось на самом деле. Но клиент подал извещение, где указал не только реально полученный ущерб, но и царапины и повреждения, которые были до аварии», — приводит пример Игорь Иванов, заместитель гендиректора СК «Ресо-Гарантия». Может, это и так, но для крупных злоупотреблений европротокол бессмыслен: ведь сумма ущерба по аварии не должна превышать 25 тыс. рублей.

Облегчить жизнь автовладельцам должно было и еще одно новшество — возможность прямого возмещения убытков (ПВУ) по ОСАГО. С начала ноября вне зависимости от суммы ущерба автовладелец может обращаться за возмещением в свою компанию, а не в компанию виновника аварии. Ключевое слово здесь «может»: если человек хочет прийти в компанию виновника, он имеет на это право. Но гораздо удобнее обратиться к своему страховщику: ему не нужно предоставлять оригинал или заверенную копию полиса виновника, да и офис своей компании обычно расположен по соседству с домом или местом работы.

Самим страховщикам дарованный клиентам выбор не на руку. «Страховщик причинителя вреда может отказать в выплате через страховщика пострадавшего, например, компании могут не сойтись в сумме ущерба. После получения такого отказа человек может уже самостоятельно обратиться за возмещением по традиционному варианту, а для организаций это двойная работа», — рассказывает Сергей Рябцев. По его мнению, со временем схема будет отработана и начнет действовать без сбоев. Пока же и клиентам, и участникам страховой индустрии приходится учиться на примерах конкретных разбирательств. По прогнозу Российского союза автостраховщиков (РСА), на 1 марта 2010 года общее число заявок на прямое возмещение убытков достигнет 160 тыс., а в месяц таких обращ
ений ожидается 12 тыс. «В этой суете как-то потерялась исходная идея прямого возмещения: предоставление клиентам более качественных услуг от той компании, где он застрахован», — замечает Андрей Маклецов, начальник отдела ОСАГО управления андеррайтинга автострахования СГ «СОГАЗ».

Участники рынка считают, что ПВУ поможет крупным и средним компаниям и навредит мелким. Раньше автовладелец покупал свой полис где попало, поскольку выплачивать возмещение ему должна была компания виновника. Сейчас страховщики считают, что люди будут ответственнее подходить к выбору компании, ведь в случае чего за возмещением придется идти к «своим». Такой подход постепенно вытеснит с рынка малоизвестных и недобросовестных страховщиков. Те, что играют на демпинге для наращивания клиентской базы, тоже вынуждены будут уйти: столкнувшись с невыплатами, автовладельцы не станут с ними больше связываться.

Лишиться работы могут и те компании, которые работают в узком сегменте рынка. Обычно это мелкие региональные игроки. «У некоторых из них большая часть портфеля приходится именно на ОСАГО, а это рискованно и невыгодно», — уверяет Игорь Иванов. Ситуация может измениться, если комитет Госдумы по финансовым рынкам продвинет поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие страховое покрытие по «железу» до 200−300 тыс. рублей с нынешних 120 тыс., а по «жизни» — до 500 тыс. рублей со 120 тыс. В этом случае стоимость полисов возрастет на 25−30%.

Аргументы — базовый тариф не индексировался 6 лет, а введение прямого возмещения убытков и европротокола сулит страховщикам дополнительные расходы. Хотя идея может потерпеть фиаско. Дело в том, что убыточность (соотношение выплат к премиям) по ОСАГО в этом году в сравнении с прошлогодним показателем сократилась на 10 процентных пунктов. Причина тому не рост продаж полисов, этот рынок уже полностью охвачен, а снижение выплат — всеми правдами и неправдами страховщики уходят от обязанности платить или сбивают суммы. А это значит, что без главного козыря продавить парламентариев страховому лобби будет сложно.

Фото с сайта RIN.ru.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: