Сегодня начальник отдела транспортного моделирования ИТП НИПИ ТРТИ Станислав Володченко — один из разработчиков проекта сети платных муниципальных парковок в Казани — рассказал, почему казанцы должны платить за час парковки столько же, сколько москвичи.
«Цена парковки появилась не на ровном месте. Во-первых, проводился социологический опрос. Те респонденты, которые были готовы парковаться за плату, дали свое виденье приемлемого тарифа. В данном случае это 30−40 рублей по соцопросу. Следует учитывать, что все социологические опросы занижают планку тарифа — это чисто человеческий фактор. Это оценка снизу. Оценка сверху — 50 рублей — была дана по расчету заполняемости парковочного пространства», — пояснил он.
Володченко напомнил, что на данный момент дефицит парковок в Вахитовском районе в дневное время составляет 39%. Спрос на парковки равен 56 тыс. мест, в то время как предложение (и парковки, и дворы, и внеуличные паркинги) — 22 тыс. машиномест.
Как видно, спрос превышает предложение более чем в два раза, и по словам Станислава Володченко, тариф в 50 рублей является «некоторой ограничительной мерой», чтобы можно было найти парковочное место.
Между тем, оппоненты считают стоимость одного часа парковки необоснованно высокой.
«По сути, следует, что парковка должна стоить 10 рублей, но установлены высокие коэффициенты зон. Почему в центре этот коэффициент должен быть 5, а не 1, не поясняется. Сейчас идет экономический спад, а людям придется отдавать за парковку полтинник. Первое время эти парковки точно будут пустовать, либо люди будут стараться за них не платить», — пояснил изданию «Коммерсант» региональный представитель Федерации автовладельцев России в РТ Рамиль Хайруллин, ранее заявлявший порталу TatCenter.ru, что 50 рублей — цифра, вероятно, «удобная» для чиновников: «считать хорошо».
В свою очередь, разработчик считает, что 50 рублей — это цена вопроса, при которой автовладелец сможет гарантировано найти место, а «такое условие достигается при заполняемости парковок не более 85%».
Отвечая на вопросы корреспондента портала TatCenter.ru, Станислав Володченко сказал, что на такой уровень заполняемости паркинг Казани по модельным расчетам выйдет через 1−3 года, если не принимать дополнительных мер.
— Дополнительные меры — что это?
— Если вдаваться в расчет тарифов, он состоит из разных поправочных коэффициентов. Возможно, мониторинг покажет, что пользователь не готов пользоваться парковками с таким тарифом. Тогда нужно будет его регулировать. Или наоборот: мониторинг покажет, что заполненность больше, и пользователь продолжает искать место и создавать блуждающий трафик. Тогда тариф нужно будет увеличивать. Вопрос расширения парковок после пилотного проекта — стоит. Это закономерно для всех моделей парковочного пространства. Да, расширение допускается. Никто не собирается закатывать Казань в парковки по 50 рублей. Тариф гибкий, есть и понижающие коэффициенты. Центр — пользуется популярностью, нецентральные улицы в пределах малого казанского кольца — на них тоже по факту могут быть условия некомфортные для парковки. Возможно, там тоже будут назначены участки платной парковки, но с другим тарифом.
— А саботажа не боитесь? Вдруг никто не будет пользоваться парковками и придется снизить цены?
Вы знаете, на самом деле нет. Практика показывает обратную ситуацию. Люди в конце концов привыкают. Может, сначала и будет негативное — не может быть, оно обязательно будет негативное — восприятие эти мер. Они все-таки не популярны, они запрещают, заставляют платить. Но в итоге пользователь по личному опыту понимает, что в некоторых ситуациях выгоднее заплатить 50 рублей, чем искать место и гарантированно не найти его. Создавать трафик, примкнуться в какой-нибудь подворотне, повредить автомобиль, в конце концов. Или попасть под эвакуацию, которая сейчас в Казани стоит 6−7 тыс. рублей. Здесь альтернатива выбора — назначение платных парковок ни в коем случае нельзя рассматривать как ущемление автомобилистов. Скорее, это послабление запрета на парковку в центральной части города.
Социологический опрос, о котором говорит Володченко, проводился до августа прошлого года. Тогда говорилось, что 54% опрошенных положительно относится к введению платы за парковку, средняя продолжительность парковки составляет 6,1 часов для всей совокупности и 5,7 часов — для подсовокупности паркующихся не более чем на сутки.
«Почти половина респондентов (47,8%) паркуется на время от 6 до 9 часов, что во многом связано со значительной долей трудовых корреспонденций в выборочной совокупности», — говорилось в сообщении комитета по транспорту.
Как пояснили в пресс-службе мэрии, тогда приводились данные только по опросу на сайте мэрии. Сегодня же Володченко привел более подробную раскладку.
Число казанцев, которые «за» использование платных парковок, выросло с 54% до 83%, ещё 11% — не против платить «при определенных условиях». По данным разработчика, «более 50% поездок совершаются с культурно-бытовыми целями», а «основное время стоянки у 63% ограничивается часом нахождения на парковке».
«Исходя из этих данных, была построена поведенческая модель, которая и позволила определить потребный тариф», — пояснил Володченко.
По его словам, через 2−3 года загруженность дорог Казани в центре может возрасти до коллапсных 70−75%, а через 5 лет на тысячу жителей будет приходиться 350 автомобилей. Не допустить этого и призвана комплексная схема движения транспорта.
Первый этап — как раз введение платных муниципальных парковок, результаты которого можно будет увидеть после 1−2 месяцев опытной эксплуатации.
Как законопроект об организации платных муниципальных парковок получил скандальную «славу», портал TatCenter.ru подробно рассказывал ранее.
Илья Иванов
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: