Министерство по налогам и сборам России может поднять ставку акциза на пиво, сообщил руководитель Департамента налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции МНС Валерий Губанов. По его словам, акциз на пиво вполне можно было бы увеличить в полтора раза. Цель МНС — добиться более высоких поступлений от пивной отрасли в бюджет. «Прибыль производителей пива является большой, и с государством можно поделиться» , — говорит господин Губанов. Сами производители говорят, что, закручивая гайки в пивной отрасли, чиновники провоцируют значительное повышение цен на пиво и спаивание населения дешевой некачественной водкой. По их прогнозам, уже с конца мая розничные цены на пиво повысятся на 20%.
Причины повышения акцизной ставки на пиво, с точки зрения налоговиков, очевидны. «Налоговая нагрузка на пиво в настоящее время не очень большая, и государство могло бы получить гораздо больше с этой отрасли» , — сообщил Валерий Губанов.
На сегодня акциз на пиво крепостью менее 8,3% составляет 1 рубль 40 копеек за литр (более крепкое пиво в России почти не производится). При этом, по словам представителя МНС, объем производства пива в России постоянно увеличивается. Однако аналитики не разделяют этой точки зрения. «Сейчас пивной рынок растет не так бурно, как несколько лет назад. На 2003 год прогнозы достаточно скромные», — сказала Римма Чайникова из консалтинговой фирмы BKG. То же самое говорят и участники рынка. «Темпы роста пивного рынка с каждым годом снижаются. Если в 2001 году рост его составил 14,7%, в 2002 — 10,2%, то прогнозы на 2003 год — лишь 5,6%», — сообщил руководитель исполнительного секретариата Российского союза производителей пива Вячеслав Мамонтов.
Тем не менее, опираясь, возможно, на свои собственные данные о росте пивного рынка, Валерий Губанов отметил, что акциз повышать нужно и подчеркнул, что его вполне можно было бы увеличить в полтора раза. «Выводы о последствиях роста налога на пиво делать пока рано. Можно определенно сказать лишь одно: это большое увеличение», — сообщил аналитик по сектору потребительских товаров инвесткомпании Brunswick UBS Warburg Владимир Савов.
По мнению Риммы Чайниковой, более высокий акциз прежде всего ударит по производителям. На потребителях же увеличение акцизного налога отразится незначительно. «Доля акциза в цене невелика, и его рост на 50% приведет к увеличению затрат производителя на бутылку в среднем на 35 копеек. Поэтому не следует ожидать серьезного увеличения розничных цен. Для потребителя это будет нечувствительно» — сказала Римма Чайникова.
Тем временем опрошенные RBC daily производители пива не согласны с этим утверждением и говорят, что дела обстоят гораздо серьезнее. В частности, их возмутили слова Валерия Губанова о том, что при увеличении акциза на пиво цена самой продукции не увеличится. «Что касается уверений, что повышение акциза не скажется на цене продукции, то оно еще раз демонстрирует непонимание чиновниками специфики пивной отрасли. Сегодня рентабельность производства крайне невысока, и производители не станут брать на себя дополнительные расходы, связанные с акцизом. Кроме того, в апреле начинается „пивной сезон“ — время, когда пиво покупают по любой цене. И, разумеется, осенью уже никто цены не снизит» , — сообщил руководитель пресс-службы ООО «Брау Сервис» (производитель пива «Афанасий») Владимир Савов,.
На вопрос, кому может быть выгодно повышение акциза на пиво, аналитики отвечают, что, безусловно, государству, которое таким образом хочет пополнить свой бюджет. В то же время производители в своих оценках более категоричны. «Вольно или невольно господин Губанов лоббирует интересы теневых производителей крепкого алкоголя, который вообще не облагается никакими акцизами. Себестоимость производства литра спирта составляет 3−4 рубля, в то время как себестоимость 0,5 литра пива в два раза дороже. Губанов не там ищет деньги. Их надо искать у теневых производителей крепкого алкоголя, доля которых на сегодня составляет 40% по России», — отмечает Вячеслав Мамонтов из Союза российских производителей пива. По его словам, МНС просто хочет пойти по пути наименьшего сопротивления и собрать дополнительные налоги с тех, кто их и так исправно уплачивает. «Производители 70% российского пива — это к рупные международные компании, они в принципе не могут работать в тени, собираемость акциза с пивной отрасли составляет 97%», — сообщил Вячеслав Мамонтов.
Категорически не согласны пивовары и с теми оценками рынка, которыми оперируют чиновники. «Мы категорически не согласны с таким объяснением повышения акцизов на пиво. Валерий Губанов заявил, что оборот пивного рынка в России составляет $ 9 млрд. в год, а вот налогов по итогам 2002 года было заплачено всего чуть более $ 500 млн. Вроде бы это и явилось подоплекой повышения сборов с пивных компаний. Но представитель МНС опирается на заведомо неправильную информацию. Потому что налоги, заплаченные производителями пива, по нашим данным, составили более 30 млрд. рублей (то есть чуть менее миллиарда долларов), а оборот рынка почти в два раза меньше, чем его оценивает господин Губанов», — говорит господин Мамонтов.
Представители отрасли отмечают, что заявления МНС ничем не оправданы и продолжают череду непопулярных решений чиновников в отношении производителей пива. «С 1 января ставка акциза на пиво уже была поднята на 25%. Мы просили правительство заморозить ставку, либо по примеру западных стран ввести дифференцированную ставку акцизов для разных компаний, которая была бы пропорциональна оборотам предприятия. Однако наши обращения так и остались без внимания», — говорит Вячеслав Мамонтов. По его словам, ежегодное повышение акцизов на пиво — это обычная практика. Между тем оно может сильно сказаться на цене и так уже дорожающего пива.
По прогнозам г-на Мамонтова, летом цены на пиво даже без возможного роста акциза на 50% все равно повысятся, и ощутимо. Сегодня отпускные цены завода составляют 10−12 рублей за бутылку. С наступлением летнего сезона отпускная цена с завода вырастет на 10−15% — то есть до 11−14 рублей. Если же акциз на пиво все-таки будет увеличен в полтора раза, то, по прогнозам экспертов, это приведет к увеличению цен в среднем еще на 4 рубля за бутылку. То есть, учитывая накрутки розничных сетей, можно прогнозировать повышение розничной цены за бутылку пива на 20%. По словам Вячеслава Мамонтова, если прежняя политика властей к повышению акцизов на пиво сохранится, то через 2−3 года бутылка этого напитка будет стоить 30−35 рублей, то есть сравняется по цене с бутылкой паленой водки.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: