В следующем году ставка акцизов на пиво должна подняться в 3 раза по сравнению с действующей сегодня. Специфические акцизные ставки на табачную продукцию увеличатся на 44\%, адвалорные ставки (начисляемые исходя из максимальной розничной стоимости сигарет) на нее дойдут до 7\% (сейчас составляют 6,5\%).
Компанию этим товарам в наполнении бюджета должен был составить алкоголь. Минфин предлагал поднять ставки акцизов на винно-водочную продукцию на 30\%. Но это вызвало волну возмущения винно-водочного лобби, которое предупредило правительство, что в результате резкого роста ставки рынок водки просто уйдет в тень.
«Самая простецкая бутылка водки в 2010 году стала бы стоить 120 рублей, — объяснял изданию пиар-директор ГК „Русский алкоголь“ Александр Коровка. — Такая политика неэффективна в стране, где почти каждая вторая бутылка водки и так нелегальна». «В 2010 году рынок легальной водки сократится до 90 млн. дал. Остальное место займет нелегальная водка», — рисовал мрачную картину директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз.
Очевидно, Минфин прислушался к тревожным предупреждениям производителей алкогольной продукции и решил не применять столь резких мер, ограничившись плановой индексацией ставок на 10\%. В придачу правительство планирует ввести квотирование покупки спирта для производства вина и водки российскими заводами, сообщил 30 июля вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Но успеть сделать это в 2010 году не удастся, добавил он. Так что в кризис россияне не лишатся дешевой легальной водки. Зато подорожает пиво. По оценкам участников рынка, цена за бутылку увеличится на 6−8 рублей.
«Если сегодня самое дешевое пиво стоит 20 рублей за бутылку, то станет 28», — подсчитал Дробиз. Пивовары предупреждают, что в результате этого шага продажи напитка упадут в России вдвое. «Станет выгодно производить нелегальное пиво, — предрек эксперт, — и мы получим не менее 20\% нелегальной продукции от всего рынка».
«Удар по производителям пива может быть сокрушительным», — считает управляющий партнер маркетингового центра Numbers Дмитрий Рыжаков. «Реализация пива напрямую зависит от его стоимости. Не зря львиная доля продаж пива приходится на сегмент от 15 до 25 рублей за 500 мл. Столь значительное повышение акциза может привести к стремительному вымыванию многих брендов и разделению пивного рынка на „премиум“ и все остальные. По нашим прогнозам, увеличение акциза на указанный процент снизит продажи пива в денежном эквиваленте примерно на 19\%, добавим сюда кризисный фактор в размере 8,5\% в год и на выходе можем получить снижение до 30\% — 40\% уже в 2011 году».
Похожего эффекта ожидают и участники табачного рынка. «Мы понимаем стремление государства повышать акцизы на табачную продукцию, однако убеждены, что происходить это должно постепенно и последовательно, чтобы избежать потрясений на рынке. Одним из таких потрясений может стать рост рынка нелегальной продукции из соседних стран», — сказал изданию директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Сегодня, по его словам, доля контрабанды и контрафакта табачной продукции на российском рынке составляет около 0,5\%. У соседей — в Польше, Финляндии, прибалтийских государствах — многократный рост ставок акциза на сигареты, по данным Лютого, привел к увеличению доли контрафактной и контрабандной продукции до 25−40\%.
«С учетом того факта, что в период экономического кризиса на табачном рынке потребители переходят на более дешевую продукцию, вероятность того, что продукция „серого“ рынка найдет спрос в России, возрастает весьма существенно», — заключил собеседник издания.
Экономисты также критично отнеслись к такому способу пополнения дефицитного бюджета. «Акцизы — это копеечные доходы бюджета. Ими не покрыть дефицит», — говорит аналитик ИА «Тройка диалог» Антон Струченевский. «Акцизы — не основной налог бюджета, — соглашается начальник аналитического отдела ING Bank Станислав Пономаренко. — Даже если их ставки существенно повысят, ситуацию это не изменит».
«За первое полугодие 2009 по всем акцизам собрано 36,8 млрд. рублей, тогда как за счет налога на прибыль собрали 118 млрд., НДС — 553,4 млрд.», — подсчитывает аналитик АКГ «Развитие бизнес-систем» Алексей Калинин.
Впрочем, хотя даже если бы не было кризиса, то акцизы на алкоголь и табак следовало бы поднять, категорична Елена Пенухина из ЦМАКП. «70\% российских мужчин курят, тогда как в США только 27\%», — аргументирует эксперт свое мнение.
Фото — сайт «Интегрум».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: