Управляющие хотели бы зарабатывать на иностранных ценных бумагах. Не дожидаясь, пока «чужеземные» эмитенты потянутся на российский рынок, портфельные менеджеры готовятся к покупкам на зарубежных площадках. Нормативная база допускает включение в портфели ПИФов финансовых инструментов других стран. Однако их доля вкупе с российскими депозитарными расписками (РДР) ограничена 20%. При этом сделки разрешены только на биржах, перечисленных ФСФР (LSE, NYSE, Euronext, ASE, Deutsche Borse, Nasdaq и HKSE).
Сложно сформировать понятную инвестстратегию, при которой основная часть активов вкладывается в отечественные, а оставшаяся — в иностранные ценные бумаги. Зато управляющим целесообразно приобретать депозитарные расписки на акции компаний с российскими активами, которые проводили размещения за рубежом. Они могли бы занять достойное место в активах ПИФов, расширяя инвестиционные возможности менеджеров. Почему же в портфелях не встретишь, к примеру, расписки X5 Retail Group или Evraz Group? Видимо, прецеденты появятся уже в ближайшие месяцы.
«Для покупки бумаг на иностранных биржах нам необходимо наладить взаимодействие между УК, специализированным депозитарием фондов и зарубежным брокером, — до конца года этот процесс завершится», — рассчитывает замгендиректора УК «КИТ Фортис Инвестментс» Андрей Коровкин. «Технически у нас уже есть возможность совершать такие операции через материнский банк, который имеет счет за границей, а также оказывает депозитарные услуги, работая по междепозитарному договору с иностранным кастодианом», — рассказывает замгендиректора УК «ВТБ Управление активами» Наталия Плугарь.
Через несколько дней вступит в силу новое положение о составе и структуре активов российских ПИФов, которое, в частности, смягчает ограничения по доле в них иностранных финансовых инструментов. В результате в России могут появиться фонды, сосредоточенные только на сделках с зарубежными ценными бумагами.
В этом случае загвоздка возможна не столько с юридической базой и технологиями, сколько с эффективным управлением. Ведь потребуются аналитики и трейдеры, специализирующиеся на конкретных иностранных сегментах. «Проблему нехватки аналитического штата, способного принимать грамотные инвестиционные решения на международном рынке, отчасти можно решить путем приобретения паев ETF», — предлагает вариант Наталия Плугарь. Напомним, что ETF (exchange traded funds, биржевые фонды) — это распространенная на Западе форма коллективного инвестирования. Портфели таких фондов повторяют расчетные корзины определенных индексов (фондовых, валютных, товарных), при этом акции самих ETF торгуются на биржах.
Самый простой вариант — включить в портфель бумаги только одного выбранного ETF. Но, согласно новому положению о структуре активов, в открытом фонде фондов оценочная стоимость иностранных ценных бумаг, не допущенных к биржевым торгам в России, ограничена 70%, напоминает Андрей Коровкин. Таким образом, полностью «псевдоиндексным» можно сформировать только интервальный фонд. «Кроме того, доля бумаг одного эмитента ограничена 15%. Поэтому потребовалось бы не менее семи ETF на один и тот же индекс», — рассуждает собеседник «Ф».
Столь широкий набор однотипных инструментов вряд ли наберется. Когда же соответствующие иностранные бумаги начнут торговаться на российских биржах, отпадет необходимость в подобных решениях. Отметим, что и сейчас инвесторы могут приобретать непосредственно акции ETF на иностранных площадках через брокеров.
К некоторым индексам привязаны портфели ОФБУ под управлением Юниаструмбанка (акции ETF входят в них наряду с соответствующими индексными фьючерсами, а также ценными бумагами, составляющими расчетную базу индикаторов). У банковских фондов возможностей больше, чем у ПИФов: нет ограничений по наличию иностранных финансовых инструментов и доле одного эмитента, говорит руководитель доверительного управления банка Евгения Лазарева. Но совокупные активы 39 фондов «Юниаструма» пока не доходят до 2 млрд рублей.





Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: