26 апреля в городе Набережные Челны прошел Международный семинар-совещание под названием «Перспективы развития автомобильного кластера в Республике Татарстан». В семинаре приняли участие Премьер-министр РТ Рустам Минниханов, министр торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиз Салихов, генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин, генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто» Вадим Швецов, генеральный директор ОАО «Нижнекамскнефтехим» Владимир Бусыгин, а также более 200 руководителей промышленных предприятий данного сектора экономики РТ, России и зарубежных стран.
Работа семинара включала посещение заводских площадок ОАО «ЗМА», ОАО «КамАЗ», проведение круглых столов по различным тематикам, пленарное заседание и пресс-конференция для журналистов с участием вышеперечисленных персон.
Пленарное заседание, которое проходило в конференц-зале КДК «КамАЗа», собрало полный зал руководителей государственных организаций, российских и иностранных представителей крупного и среднего бизнеса. В приветственном слове председатель заседания Рустам Минниханов заверил собравшихся, что всем проектам, реализуемым в рамках создания кластера, будет оказана всестороння поддержка со стороны властей.
Первым со своим докладом выступил Хафиз Салихов. Руководитель Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ поблагодарил всех, кто откликнулся на приглашение посетить семинар и приехал в Татарстан. Хафиз Салихов отметил огромные возможности в республике для сотрудничества с местными и зарубежными поставщиками автокомпонентов. Одним из таких партнеров стала компания «Северсталь-Авто», разместившая ряд производств в Набережных Челнах и Елабуге:
— Для реализации проекта «Северсталь-Авто» был использован огромный административный ресурс. Компаниям нужно время, чтобы адаптироваться на нашем рынке, поэтому будем делать все возможное для укрепления связей. Республика ждет инвесторов новых проектов.
Следом выступил Сергей Когогин, который начал доклад с краткого представления ОАО «КамАЗ»:
— Наша компания представляет собой 103 организации, имеет 14 подразделений, 10 из которых расположены в Набережных Челнах. На сегодня модельный ряд предприятия составляет 30 единиц в более 400 модификациях. Производственные мощности предприятия — это 65 000 автомобилей, 20 000 прицепов и полуприцепов, полторы тысячи автобусов в год. ОАО «КамАЗ» занимает 8-е место в мире по объему производства дизельных двигателей.
Гендиректор автогиганта представил довольно интересную схему иерархии поставщиков предприятия. Согласно схеме, партнеры «КамАЗа» разделены на 5 уровней. На верхней ступени стоят мировые бренды в области производства автокомпонентов, им отдается наибольшее предпочтение. Чуть ниже расположены крупные поставщики из России, затем зарубежные поставщики и партнеры мировых брендов — поставщиков ОАО «КамАЗ». На нижней ступени расположились мелкие отечественные производители. Сергей Когогин также отметил, что назрела необходимость создания в Татарстане автомобильного кластера, корневым предприятием которого будет являться ОАО «КамАЗ».
Солидарен с коллегой был глава компании «Северсталь-Авто» Вадим Швецов. ОАО «Северсталь-Авто» имеет 4 завода в Ульяновске, Нижегородской области, Набережных Челнах и Елабуге. История компании началась с приобретения в 2000 г. ОАО «УАЗ». Сегодня только 2 завода в Татарстане имеют производственные мощности около 180 000 автомобилей в год при работе в 2 смены. Компания имеет площадку в 97 000 кв.м. в ОЭЗ «Алабуга». По оценке специалистов ОАО «Северсталь-Авто», российский автопром сегодня находится на одном уровне с Испанией, однако, реализовав потенциал, мы сможем обогнать Германию — флагмана европейской автоиндустрии. К 2012 г. российский рынок авто составит около 3,5 млн. штук в год:
— Чем быстрее будет достигнута договоренность по сотрудничеству с поставщиками автокомпонентов, тем быстрее отечественный производитель выйдет на конкурентный уровень. Почему мы выбрали Татарстан? Во-первых, Татарстан — самая привлекательная область в инвестиционном плане, здесь чувствуется большое желание властей создать серьезное производство. Во-вторых, логистическая и транспортная инфраструктура. Здесь уникальное место в центре Поволжья, микст легковой и грузовой индустрии. Кроме того, Набережные Челны — город, богатый трудовыми ресурсами, где молодежь готова обучаться. И мы ведем работу по созданию учебного заведения на базе ПТУ и вузов для подготовки кадров.
Одним из последних выступил руководитель территориального Управления Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами по РТ Тимур Шагивалеев. Он кратко рассказал о тех преференциях, которые получит любой резидент ОЭЗ «Алабуга». Среди прочих преимуществ, это возможность ввести безимпортные пошлины и отсутствие НДС (18\%) при импорте. Также с 4 до 2 \% снижен налог на прибыль. Возможна постройка корпусов для арендаторов. Среди плюсов было отмечено расположение всех служб и ведомств зоны в одном месте.
Также выступления представили Владимир Бусыгин, рассказавший о ближайших планах ОАО «Нижнекамскнефтехим», руководитель по международным проектам Департамента развития экономики Тюрингии (Германия) Ханс-Йорг Хоффманн (доклад о об экономике и внешних связях земли Тюрингия) и другие.
Черту под всем сказанным на семинаре подвел председатель Комитета по технической политике Национальной Ассоциации Производителей Автомобильных Компонентов Рифат Салимгареев. Главная мысль, по его мнению, заключается в альтернативе: или поставщики будут учитывать интересы тех, кому поставляют, или уйдут с рынка.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: