…Но, наш сегодняшний рассказ не об этом. В этот раз мы решили рассказать вам о тех, кто формирует геологические знания у будущих нефтяников, буровиков, экономистов
Кафедра геологии АГНИ, созданная в 2000 году, является одной из «молодых» в вузе. Основная ее задача — ведение общепрофессиональных и специальных дисциплин для студентов, обучающихся по специальностям «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», а также для студентов экономических специальностей. С момента создания по настоящее время руководит «геологическим крылом» АГНИ кандидат геолого-минералогических наук, доцент Рамис Бурханов, который согласился рассказать об особенностях работы кафедры и специфике обучения геологии будущих нефтяников.
— Рамис Нуртдинович, начнем, пожалуй, с сегодняшнего состояния дел. Что представляет собой в настоящий момент кафедра геологии АГНИ?
— Несмотря на то, что непосредственно геологов мы не готовим, материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав кафедры позволяют давать студентам добротные, как теоретические, так и практические знания по геологическим наукам. Кафедра занимает четвертый этаж корпуса «Б» АГНИ и включает лаборатории инженерной геодезии и геоинформатики, минералогии и петрографии, физики нефтяного и газового пласта, промысловой геофизики, инженерной геологии, подготовки проб нефти и образцов горных пород.
Лаборатории кафедры оснащены современным учебным лабораторным оборудованием. В последние годы администрацией вуза значительные ресурсы были направлены на оснащение лаборатории инженерной геологии автоматизированными средствами и программными комплексами исследования грунтов. Значительно повысился уровень лаборатории инженерной геодезии и информатики после оснащения спутниковым и навигационным геодезическим оборудованием и программами автоматизированной обработки геодезических данных. Перспективы развития лабораторной базы кафедра связывает с созданием и оснащением лаборатории геолого-гидродинамического моделирования нефтяных месторождений.
— Однако, ни для кого не секрет, что главный ресурс любого учебного заведения — это кадры. Как обстоят дела с преподавательским составом?
— В настоящее время преподавательский состав кафедры насчитывает 17 человек, представляющих собой замечательный союз единомышленников молодых ученых и опытных производственников. На кафедре работают два профессора, доценты, старшие преподаватели, лаборанты, то есть по кадровому составу мы вполне соответствуем стандартам любого другого российского вуза. В составе кафедры особая роль отводится опытным производственникам. Для нас это очень важно, так как АГНИ позиционирует себя, в первую очередь, как вуз, находящийся в крупном нефтегазовом регионе.
Одним из видных представителей кафедры является профессор Рафаэль Хайретдинов, который долгие годы работал главным геологом Альметьевского управления геофизических работ и внес неоценимый вклад в теорию и практику геолого-геофизического изучения Татарстана. На кафедре трудится также Георгий Иванович Баадалов, один из самых опытных профессоров АГНИ, более сорока лет, отдавший высшему образованию, через руки которого прошли многие известные нефтяники Татарстана. С первого дня работают на кафедре доцент Гуревич и старший преподаватель Сабирзянова. На профессионализме и опыте профессорско-преподавательского состава держаться авторитет и повседневная работа кафедры, также связаны перспективы дальнейшего ее развития.
— Какие дисциплины преподают студентам преподаватели кафедры?
— В настоящее время это два десятка разнообразных дисциплин, которые ведутся для студентов пяти специальностей. Среди них можно выделить такие, как «Геология», «Геология нефти и газа», «Промысловая геология нефти и газа», «Инженерная геология», «Геофизические исследования скважин», «Физика нефтяного и газового пласта», «Инженерная геодезия», «Геология битумов и высоковязких нефтей», «Подземная гидромеханика» и другие. Кафедра ведет все те дисциплины, которые имеют отношение к пластовым средам или связаны с методами их изучения.
Основное внимание в рамках изучения курса «Геоинформатика» уделяется современным методам исследований, основанным на компьютерных методах анализа и моделирования пространственных объектов. При этом используется широкий спектр современных средств получения и обработки информации, включая полевую работу с электронными тахеометрами и GPS-приемниками и программными продуктами, такими как комплекс CREDO и ARCGIS 9.2. Хотя в учебном плане подготовки студентов разработчиков и нет дисциплины «Геологическое моделирование» думаем, что она необходима, так как опыт показывает эффективное решение с помощью моделирования многих нефтегазовых задач.
— Дополняются ли камеральные и лабораторные исследования практическими работами?
— В прошедшем учебном году у нас был первый опыт проведения летней полевой инженерно-геодезической практики студентов на туристической базе «Кама» АЦБПО ЭПУ в Смыловке. Учебный полигон находился близи острова Сокольский, расположенного в камской протоке Волошка. Территория съемки заняла четыре квадратных километра. Практика проводилась в два этапа. Первый — полевой этап включал полевую топографическую съемку учебного полигона с применением геодезического оборудования, в том числе электронного. На это отводилась одна неделя.
Второй этап — камеральный проводился в лаборатории геоинформатики кафедры. Студенты обрабатывали с применением комплекса программных продуктов собранную полевую информацию, оценивали ее точность и создавали цифровую модель полигона. На практике студенты получили также опыт работы с трассо-поисковыми системами. Хорошо было бы конечно иметь постоянно действующий учебный полигон, подобный учебно-научному полигону МГУ «Сатино», на базе которого можно было бы постепенно создать учебную геоинформационную систему. Но это задача для перспективного решения.
— Ни одну кафедру невозможно представить без научной методической деятельности. Как с этим обстоят дела у Вас?
— За последние восемь лет преподавателями кафедры подготовлено более 70 научных публикаций, они постоянно участвуют в работе региональных, всероссийских и международных научных конференций в Москве, Уфе, Тюмени, Ухте, Самаре и других городах России. На кафедре выпущено более 20 учебных и учебно-методических пособий для студентов, многие из них рекомендованы Учебно-методическим объединением Министерства образования России для высших учебных заведений. Основные научные интересы профессорско-преподавательского состава кафедры в настоящее время связаны с геологическими условиями применения тепловых методов воздействия на нефтеносные пласты, оптическими методами контроля разработки месторождений углеводородов, геологическим моделированием нефтяных и битумных месторождений, геолого-геофизическим изучением фундамента. Активно занимаются научной деятельностью и студенты.
Так, на кафедре функционирует студенческая секция международной организации инженеров-нефтяников SPE-Volga, региональное отделение которого в Татарстане возглавляет первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Татнефть» Наиль Ибрагимов. Благодаря этому у студентов появилась возможность быть в курсе новейших достижений в области нефтедобычи и принимать участие в работе международных научных конференций. Кроме того, при кафедре существует геологический кружок. Это самоорганизующийся коллектив студентов-единомышленников, добывающих свои знания не только в аудиториях, но и в экспедициях. За последние 5 лет, кафедра неоднократно организовала учебные геологические практики студентов на Урале и в Поволжье. Самая восточная точка геологических экспедиций студентов АГНИ — южное Прибайкалье и Забайкалье.
В экспедициях всегда ведется отбор образцов редких минералов и горных пород. Кроме того, были обследованы Кандалакшский и Терский берега Белого моря, усыпанные аметистовыми щетками. Это самое северное направление экспедиции, оно далеко за Полярным кругом. Летний период 2006 года запомнился экспедицией студентов в Марийскую республику и Кировскую область. Отметились мы также на Горном Алтае и Горной Колывани. По итогам экспедиций проводятся научные семинары и конференции. Работаем мы также и с будущими абитуриентами. При кафедре функционирует геологическая школа для учащихся средних школ города и два раза в неделю на кафедре шумят и шалят самые лучшие наши слушатели. Тем не менее, на шей молодой кафедре еще только предстоит найти настоящую нишу для научных изысканий и удовлетворения потребностей в научном поиске.
— Каждый, кто поднимается к Вам на этаж видит в первую очередь музей с многочисленными образцами горных пород…
— Да, при кафедре существует небольшой музей, где собрана коллекция материалов практически со всей страны, созданный студентами и преподавателями по результатам геологических практик и экспедиций. Музей ведет просветительскую, научную и учебную деятельность одновременно являясь и учебной лабораторией и украшением кафедры. Мы благодарны всем, кто своим участием помогал нам его создавать и способствовал становлению кафедры в эти первые годы после ее создания.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: