Новости
17 Ноября 2008, 05:19

Перспективная кафедра

Традиционно в первое воскресенье апреля, которое в этом году выпало на шестое число, в России отмечался День геолога. К «Татнефти» этот профессиональный праздник имеет самое непосредственное отношение, так как именно эта профессия на юго-востоке республики вот уже более 65 лет считается одной из самых престижных.

…Но, наш сегодняшний рассказ не об этом. В этот раз мы решили рассказать вам о тех, кто формирует геологические знания у будущих нефтяников, буровиков, экономистов и т. д. Знакомьтесь, кафедра геологии Альметьевского государственного нефтяного института!

Кафедра геологии АГНИ, созданная в 2000 году, является одной из «молодых» в вузе. Основная ее задача — ведение общепрофессиональных и специальных дисциплин для студентов, обучающихся по специальностям «Бурение нефтяных и газовых скважин», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», а также для студентов экономических специальностей. С момента создания по настоящее время руководит «геологическим крылом» АГНИ кандидат геолого-минералогических наук, доцент Рамис Бурханов, который согласился рассказать об особенностях работы кафедры и специфике обучения геологии будущих нефтяников.

— Рамис Нуртдинович, начнем, пожалуй, с сегодняшнего состояния дел. Что представляет собой в настоящий момент кафедра геологии АГНИ?

— Несмотря на то, что непосредственно геологов мы не готовим, материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав кафедры позволяют давать студентам добротные, как теоретические, так и практические знания по геологическим наукам. Кафедра занимает четвертый этаж корпуса «Б» АГНИ и включает лаборатории инженерной геодезии и геоинформатики, минералогии и петрографии, физики нефтяного и газового пласта, промысловой геофизики, инженерной геологии, подготовки проб нефти и образцов горных пород.

Лаборатории кафедры оснащены современным учебным лабораторным оборудованием. В последние годы администрацией вуза значительные ресурсы были направлены на оснащение лаборатории инженерной геологии автоматизированными средствами и программными комплексами исследования грунтов. Значительно повысился уровень лаборатории инженерной геодезии и информатики после оснащения спутниковым и навигационным геодезическим оборудованием и программами автоматизированной обработки геодезических данных. Перспективы развития лабораторной базы кафедра связывает с созданием и оснащением лаборатории геолого-гидродинамического моделирования нефтяных месторождений.

 — Однако, ни для кого не секрет, что главный ресурс любого учебного заведения — это кадры. Как обстоят дела с преподавательским составом?

 — В настоящее время преподавательский состав кафедры насчитывает 17 человек, представляющих собой замечательный союз единомышленников молодых ученых и опытных производственников. На кафедре работают два профессора, доценты, старшие преподаватели, лаборанты, то есть по кадровому составу мы вполне соответствуем стандартам любого другого российского вуза. В составе кафедры особая роль отводится опытным производственникам. Для нас это очень важно, так как АГНИ позиционирует себя, в первую очередь, как вуз, находящийся в крупном нефтегазовом регионе.

Одним из видных представителей кафедры является профессор Рафаэль Хайретдинов, который долгие годы работал главным геологом Альметьевского управления геофизических работ и внес неоценимый вклад в теорию и практику геолого-геофизического изучения Татарстана. На кафедре трудится также Георгий Иванович Баадалов, один из самых опытных профессоров АГНИ, более сорока лет, отдавший высшему образованию, через руки которого прошли многие известные нефтяники Татарстана. С первого дня работают на кафедре доцент Гуревич и старший преподаватель Сабирзянова. На профессионализме и опыте профессорско-преподавательского состава держаться авторитет и повседневная работа кафедры, также связаны перспективы дальнейшего ее развития.

— Какие дисциплины преподают студентам преподаватели кафедры?

— В настоящее время это два десятка разнообразных дисциплин, которые ведутся для студентов пяти специальностей. Среди них можно выделить такие, как «Геология», «Геология нефти и газа», «Промысловая геология нефти и газа», «Инженерная геология», «Геофизические исследования скважин», «Физика нефтяного и газового пласта», «Инженерная геодезия», «Геология битумов и высоковязких нефтей», «Подземная гидромеханика» и другие. Кафедра ведет все те дисциплины, которые имеют отношение к пластовым средам или связаны с методами их изучения.

Основное внимание в рамках изучения курса «Геоинформатика» уделяется современным методам исследований, основанным на компьютерных методах анализа и моделирования пространственных объектов. При этом используется широкий спектр современных средств получения и обработки информации, включая полевую работу с электронными тахеометрами и GPS-приемниками и программными продуктами, такими как комплекс CREDO и ARCGIS 9.2. Хотя в учебном плане подготовки студентов разработчиков и нет дисциплины «Геологическое моделирование» думаем, что она необходима, так как опыт показывает эффективное решение с помощью моделирования многих нефтегазовых задач.

— Дополняются ли камеральные и лабораторные исследования практическими работами?

— В прошедшем учебном году у нас был первый опыт проведения летней полевой инженерно-геодезической практики студентов на туристической базе «Кама» АЦБПО ЭПУ в Смыловке. Учебный полигон находился близи острова Сокольский, расположенного в камской протоке Волошка. Территория съемки заняла четыре квадратных километра. Практика проводилась в два этапа. Первый — полевой этап включал полевую топографическую съемку учебного полигона с применением геодезического оборудования, в том числе электронного. На это отводилась одна неделя.

Второй этап — камеральный проводился в лаборатории геоинформатики кафедры. Студенты обрабатывали с применением комплекса программных продуктов собранную полевую информацию, оценивали ее точность и создавали цифровую модель полигона. На практике студенты получили также опыт работы с трассо-поисковыми системами. Хорошо было бы конечно иметь постоянно действующий учебный полигон, подобный учебно-научному полигону МГУ «Сатино», на базе которого можно было бы постепенно создать учебную геоинформационную систему. Но это задача для перспективного решения.

— Ни одну кафедру невозможно представить без научной методической деятельности. Как с этим обстоят дела у Вас?

— За последние восемь лет преподавателями кафедры подготовлено более 70 научных публикаций, они постоянно участвуют в работе региональных, всероссийских и международных научных конференций в Москве, Уфе, Тюмени, Ухте, Самаре и других городах России. На кафедре выпущено более 20 учебных и учебно-методических пособий для студентов, многие из них рекомендованы Учебно-методическим объединением Министерства образования России для высших учебных заведений. Основные научные интересы профессорско-преподавательского состава кафедры в настоящее время связаны с геологическими условиями применения тепловых методов воздействия на нефтеносные пласты, оптическими методами контроля разработки месторождений углеводородов, геологическим моделированием нефтяных и битумных месторождений, геолого-геофизическим изучением фундамента. Активно занимаются научной деятельностью и студенты.

Так, на кафедре функционирует студенческая секция международной организации инженеров-нефтяников SPE-Volga, региональное отделение которого в Татарстане возглавляет первый заместитель генерального директора — главный инженер ОАО «Татнефть» Наиль Ибрагимов. Благодаря этому у студентов появилась возможность быть в курсе новейших достижений в области нефтедобычи и принимать участие в работе международных научных конференций. Кроме того, при кафедре существует геологический кружок. Это самоорганизующийся коллектив студентов-единомышленников, добывающих свои знания не только в аудиториях, но и в экспедициях. За последние 5 лет, кафедра неоднократно организовала учебные геологические практики студентов на Урале и в Поволжье. Самая восточная точка геологических экспедиций студентов АГНИ — южное Прибайкалье и Забайкалье.

В экспедициях всегда ведется отбор образцов редких минералов и горных пород. Кроме того, были обследованы Кандалакшский и Терский берега Белого моря, усыпанные аметистовыми щетками. Это самое северное направление экспедиции, оно далеко за Полярным кругом. Летний период 2006 года запомнился экспедицией студентов в Марийскую республику и Кировскую область. Отметились мы также на Горном Алтае и Горной Колывани. По итогам экспедиций проводятся научные семинары и конференции. Работаем мы также и с будущими абитуриентами. При кафедре функционирует геологическая школа для учащихся средних школ города и два раза в неделю на кафедре шумят и шалят самые лучшие наши слушатели. Тем не менее, на шей молодой кафедре еще только предстоит найти настоящую нишу для научных изысканий и удовлетворения потребностей в научном поиске.

— Каждый, кто поднимается к Вам на этаж видит в первую очередь музей с многочисленными образцами горных пород…

— Да, при кафедре существует небольшой музей, где собрана коллекция материалов практически со всей страны, созданный студентами и преподавателями по результатам геологических практик и экспедиций. Музей ведет просветительскую, научную и учебную деятельность одновременно являясь и учебной лабораторией и украшением кафедры. Мы благодарны всем, кто своим участием помогал нам его создавать и способствовал становлению кафедры в эти первые годы после ее создания.

Новости
12 Декабря 2024, 19:42

Бюджет Нижнекамска составит ₽10,7 млрд В 2025 году

Это почти на 500 млн больше, чем в текущем году.

На сессии Нижнекамскского района и города утвердили бюджет на 2025 год в размере 10,7 млрд рублей, что на 500 млн больше, чем в 2024 году. Об этом сообщила Светлана Логинова, глава департамента по бюджету и финансам. Ожидается, что в 2026 году бюджет возрастет до 11,4 млрд рублей, а в 2027 году — до 12,2 млрд.

Собственные доходы района в 2025 году составят 3,4 млрд рублей. Благодаря безвозмездным поступлениям муниципалитет получит 7,2 млрд рублей: 4,5 млрд из бюджета РТ, 2,4 млрд из бюджета Нижнекамска и 256 млн из федерального бюджета. Основная статья расходов района — образование, на которое приходится 8,4 млрд рублей.

Напомним, общий объем расходов консолидированного бюджета Татарстана на 2025 год составит 525,6 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: