Новости
14 Мая 2004, 16:59

Переход на газомоторное топливо — условие для решения экологических проблем

Одна из причин загрязнения атмосферы — автомобильные выхлопы. Их доля в общем объеме выбросов составляет 40%. Автопарк России в настоящее время выбрасывает с отработавшими газами более 12 млн. т вредных веществ в год, что составляет 45% от общих промышленных выбросов в атмосферу, а в крупных городах — до 90%.

Выходом из сложившейся ситуации является переход транспорта на альтернативные виды топлива, в частности — на сжиженный нефтяной и природный газ, сокращающие выбросы вредных продуктов в несколько раз.

В первую очередь это касается муниципальных автотранспортных предприятий и сельского хозяйства. Именно эта тема обсуждалась на первом заседании комиссии НП «Российское газовое общество», которое прошло сегодня на базе ООО «Таттрансгаз». В мероприятии приняли участие представители «Газпрома», «Таттрансгаза», а также Премьер-министр РТ Рустам Минниханов.

Для России именно природный газ в качестве моторного топлива представляет наибольший интерес. Его запасы превышают запасы нефти, а развитая сеть магистральных и распределительных газопроводов в наиболее заселенной части страны уже доставила это топливо к потребителю. Причем природный газ не требует какой-то дополнительной переработки, его достаточно сжать и закачать в баллон автомобиля, оснащенного газовым оборудованием.

Сжиженный природный газ (СПГ) играет значительную роль в мировой торговле природным газом, так на его долю приходится более 25% от общего объема экспортных поставок. В последнее время рост производства и мировой торговли СПГ существенно опережает темпы развития добычи и потребления газа. По оценкам специалистов, мировое производство СПГ возрастет к 2010 году на 30−60% и составит 140−175 млн. т в год.

В настоящее время для заправки транспорта компримированным природным газом (КПГ) в России создана сеть из 218 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), охватывающая 156 городов в 52 регионах страны и способная производить около 2 млрд. кубометров КПГ в год. Более 80% этой сети — 180 станций — принадлежат дочерним обществам ОАО «Газпром». Начиная с 1999 года, наметился устойчивый рост реализации газа на АГНКС, которая уже в 2002 году составила 106 млн. кубометров и почти в 2 раза превысила уровень 1998 года.

В сентябре 2002 г. на очередном заседании Комиссии при Правительстве РФ был одобрен проект Концепции, предусматривающей существенное расширение использования природного газа на транспорте. Предусмотрено три периода реализации положений Концепции:

  • первый период (2003−2005 гг.) — сооружение 10−12 АГНКС, увеличение парка газобаллонных автомобилей до 65−70 тыс. единиц, что позволит вывести все заправочные станции на уровень рентабельности;
  • второй период (2006−2010 гг.) — дальнейшее развитие сети стационарных и мобильных средств заправки, увеличение парка «метанового» транспорта до 190−210 тыс. единиц;
  • третий период (2011−2020 гг.) — парк автомобилей, работающих на природном газе, должен быть увеличен до 1 млн. единиц, что позволит ежегодно экономить 2,1−2,3 млн. т нефтяных видов моторного топлива и снизить выбросы вредных веществ на 1,2 млн. т.

Проведение заседания в Татарстане неслучайно. В настоящее время в республике эксплуатируется девять автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, общей производительностью более 200 тыс. кубометров в сутки. Все АГНКС находятся в ведении ООО «Таттрансгаз». В составе «Таттрансгаза» также действуют 3 участка по переоборудованию автомобилей на компримированный природный газ с суммарной производительностью до 400 автомобилей в год. К тому же более 50% автомобилей дочернего татарстанского отделения «Газпрома» оборудовано для работы на природном газе. При этом в 2003 году было сэкономлено более 2 тысяч тонн нефтяных видов топлива.

Переведение автомобилей на газомоторное топливо не только снижает выбросы в атмосферу, но и решает проблему снижения экономических затрат при перевозках. В настоящее время стоимость одного кубометра природного газа, реализуемого через АГНКС, составляет 4 рубля 25 копеек, что составляет 50% от цены на бензин марки А-76.

Стоимость переоснащения карбюраторного автомобиля газовым двигателем составляет от 15 тысяч для легкового автомобиля до 85 тысяч рублей для автомобиля типа «КАМАЗ». Однако расходы на эксплуатацию автомобиля, использующего газовое топливо, меньше за счет более низких цен на горючее. Окупаемость газового оборудования для автомобилей составляет от 9 месяцев до 2 лет при пробеге 40 тыс. км.

В настоящее время на КАМАЗе производятся газомоторные двигатели стандарта «Е вро-3». Уже сегодня в портфеле заказов предприятия есть заказ на 22 автомобиля с подобным двигателем для предприятий Газпрома. Сергей Когогин, генеральный директор ОАО «КАМАЗ», подчеркнул в своем выступлении, что руководство КАМАЗа рассчитывает получить консолидированный заказ Газпрома на производство автомобилей «КАМАЗ», средства от которого могли бы пойти на дальнейшие разработки по созданию двигателей.

Основными проблемами по поводу перевода автотранспорта на газовое топливо, по мнению генерального директора ООО «Уралтрансгаз» Давида Гайдта, является неразвитая сеть АГНКС, отсутствие законодательной базы для стимулирования предприятий переводящих свой транспорт на газомоторное топливо. Также Давид Гайдт отметил, что ведомства создают нормативы по расположению АГНКС, не согласовывая с другими. Судя по существующим нормативам, АГНКС невозможно построить в черте города. Глава «Уралтрансгаза» предложил создать комиссию, которая разберется с нормативами и согласует их.

По итогам заседания все принятые решения будут запротоколированы и внесены на рассмотрение руководства ООО «Газпром».

Новости
15 Января 2025, 13:45

В ЕГРН внесли 90% границ населенных пунктов Татарстана

Такие данные озвучили на онлайн-встрече с представителями муниципалитетов по разработке генпланов и правил землепользования и застройки.

Замминистра земельных и имущественных отношений РТ Алмаз Киямов провел онлайн-встречу с представителями муниципалитетов по разработке генпланов и правил землепользования и застройки. Об этом сообщила пресс-служба минземимущества региона.

Участники совещания рассмотрели графики внесения границ населенных пунктов и территориальных зон в Агрызском, Азнакаевском, Аксубаевском, Актанышском, Алексеевском, Алькеевском, Альметьевском, Арском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Буинском и Верхнеуслонском районах. Кроме того, обсуждался процесс установления границ населенных пунктов через внесение изменений в схемы территориального планирования указанных районов. На данный момент в реестре содержатся данные о границах 2 804 населенных пунктов и 11 290 территориальных зон, что составляет 90% и 88,9% от общего числа границ соответственно.

Ранее TatCenter писал, что Кабмин РТ определил границы для создания искусственного участка на реке Казанка вблизи Кировской дамбы.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: