Действительно, в изменившихся социально-экономических условиях принцип распределения уже не может обеспечить приемлемый уровень жизни нынешним, а тем более будущим пенсионерам. Сейчас в России около 70 млн. работающих и около 40 млн. пенсионеров. Получается, что на 1,7 работника приходится один пенсионер. Однако ситуация неминуемо начнет ухудшаться уже через три — семь лет, когда ожидается первый очень большой выход на пенсию работающих сегодня граждан.
Этим, как говорят, и обусловлен главным образом перевод системы трудовых пенсий на страховую основу с добавлением накопительного элемента. Однако не только этим…
Айрат Шафигуллин, управляющий отделением Пенсионного фонда Рф по РТ:
— Как любой экономист, я понимаю, что пенсионная реформа нужна сегодня в первую очередь российской экономике. В этом ее основная суть. Так как пенсионные деньги — очень большие и «длинные» деньги — отличные инвестиции в экономику. Они жизненно необходимы российскому бизнесу, чтобы активно развиваться, и, естественно, укрепят экономику. Пенсионная реформа в том виде, в котором она реализуется сегодня, дает эти деньги. Другой вопрос — насколько эффективно и грамотно они используются.
У пенсионной реформы есть и другие плюсы. По прогнозам, к концу 2004 года пенсии в России должны были возрасти примерно на 135 рублей: в конечном итоге это должно свидетельствовать о том, что по сравнению с их уровнем на начальном этапе проведения пенсионной реформы они увеличились в 2 раза. Поскольку для проведения пенсионной реформы было необходимо переходить на «белую» зарплату — при неофициальных доходах работающего размеры страховой и накопительной частей трудовой пенсии не увеличивается — значительно поднялся уровень прозрачности бизнеса. Это неплохо. И хотя такая постановка вопроса вызвала некоторые сложности (например, заработная плата работников сельского хозяйства настолько мала, что не позволяет обеспечить пенсию в размере прожиточного минимума), в связи с чем требует некоторой доработки вопроса, все-таки положительных сторон на данном этапе реформы значительно больше.
Напомним, реформа, начатая в январе 2002 г., призвана обеспечить переход предыдущей пенсионной системы, основанной полностью на распределительном принципе, на смешанную систему, состоящую из трех частей: базовую (защита против бедности), страховую и накопительную (возмещение потерянных доходов).
Базовая часть пенсии представляет собой минимальный размер, который гарантирован государством. Эта часть по задумке должна каждый год приближаться к прожиточному минимуму.
Страховая часть зависит от стажа и размера заработка будущего пенсионера до 2002 года, а после этого времени — от тех страховых взносов, которые перечислил работодатель на лицевой счет своего работника. Здесь также важно то, чтобы деньги не только были перечислены, но и то, чтобы работодатель подал в Пенсионный фонд сведения на своих работников, кому и сколько лично причитается из общей суммы страховых взносов.
Накопительная часть была введена для «молодых» людей определенного возраста. Потому как это те деньги, которые не расходуются на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Они копятся на специальной части индивидуального счета, инвестируются и должны приносить доход. Вообще же структура распределения денег по пенсионным частям такая — в Пенсионный фонд идет 28\%: 14\% — на базовую часть и 14\% — на страховую. Либо эти 14\% делятся на страховую и накопительную части пенсии.
Что же касается возраста, то деньги на накопительную часть перечисляются не за всех работников. Градация до 1 января 2005 года существовала следующая.
- Не перечисляются деньги на накопительную часть пенсии у мужчин 1952 года рождения и старше, женщин 1956 года и старше. Все 14\% за этих работников работодатель перечисляет на страховую часть пенсии. Потому как этим людям нет смысла создавать накопительную часть: они в ближайшее время выходят на пенсию и не успеют накопить значительную сумму.
- Группа людей возрастом мужчины 1953 года рождения по 1966 года рождения включительно и женщины 1957 года рождения и 1966 года рождения включительно. У них на накопительную часть идет 2\% от фонда оплаты труда. А на страховую, соответственно, 12\%.
- Молодые люди 1967 года рождения и моложе. У этой категории граждан накопительная часть пенсии перечисляется (до 1 января 2005 года) от 2\% до 6\% в зависимости от года. Так, в 2002 году — 2\%, в 2003 году — 3\%, в 2004 — 4\%, в 2005 году — 5\%, в 2006 году — 6\%.
С 1 января 2005 года, учитывая исключение второй группы людей из накопительной системы, остается только третья группа — люди 1967 года рождения и моложе. На время переходного периода на них будет перечисляться 4\% на накопительную часть и 10\% на страховую часть пенсии. После 2007 года эта величина также возрастет до 6\%.
Айрат Шафигуллин:
— Многие недовольны тем, что правительство исключило вторую возрастную группу из накопительной системы. Однако я хотел бы сделать акцент на том, что из трех частей в пенсии самая важная не накопительная, а страховая. Именно на эту часть должны люди делать ставки, именно она будет играть главную роль в размере пенсии. А у людей второй группы до пенсии остается 10−15 лет, получается, что ежемесячная накопительная часть будет порядка 70−150 рублей, но это не та сумма, которая сделает пенсию достойной. У более молодых людей к моменту их выхода на пенсию накопительная часть будет примерно равняться страховой, а это уже кое-что.
Кроме того, важно, что страховая часть пенсии индексируется гораздо выше, чем уровень инфляции. И еще достоверно неизвестно, что будет больше: индексация страховой части пенсии или инвестиционный доход, полученный от накопительной части пенсии. Так, у пенсионеров проиндексировали 1 апреля и 1 августа страховую часть пенсии, на этот же коэффициент увеличивается на счете и страховая часть работающего человека. Поэтому, возвращаясь к исключенной группе людей, можно сказать, что бывшая накопительная часть пенсии, ставшая теперь страховой частью, будет нарастать гораздо больше, чем если бы она оставалась накопительной и приносила меньший инвестиционный доход, чем сейчас при индексации. Ведь безопасных накопительных пенсионных систем не бывает, это рынок, а на рынке всегда есть риск.
Таким образом, разговоры о том, что пенсионная реформа провалилась, вызваны прежде всего недостатком достоверной информации. И тем, что менталитет людей меняется очень медленно.
Айрат Шафигуллин:
— Капитализм, уж если мы его строим, — это личная ответственность каждого человека за самого себя. У нас до сих пор этого не осознали, до сих пор ждут гарантий государства или еще кого-то, кто возьмет на себя ответственность. Однако гарантировать в пенсионной системе уже просто невозможно. Демографическая ситуация не позволяет. Впрочем, такое положение дел складывается не только у нас: во всех развитых странах эта проблему уже давно и долго пытаются решить. Так что у нас еще, учитывая сравнительно «молодой» возраст реформы, все не так плохо, как иногда пытаются показать. Плюсов, повторюсь, достаточно. На минусы правительство также пытается адекватно реагировать. И даже те вопросы, которые, казалось бы, однозначно показывают недостатки реформы и законодательства (я говорю о проблемах негосударственный пенсионных фондов) с Налоговым кодексом, — все-таки остаются спорными. Потому как в Москве, например, имела место такая ситуация, когда средства из УК (управляющих компаний) переводились в больших объемах в НПФы, что озадачивает.
Таким образом, подводя итоги 2004 года, можно определенно сказать, что пенсионная реформа реализуется и реализовываться будет. Обязательно. Что касается РТ, то здесь ситуация по проведению мероприятий реформы — одна из лучших по России в целом. Об этом свидетельствуют и цифры. Так, за 2003 год по РФ было принято 698 046 заявлений, из которых 200 301 — в Татарстане, что составляло 28,6\%. По состоянию на 11 месяцев 2004 года ситуация сложилась следующая: по РФ было собрано всего 375 786 заявлений, из которых только 85 533 было собрано в РТ, что составило 22,8\%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: