К концу 2006 года в Татарстане насчитывалось 34 государственных и коммерческих вуза и 53 их филиала, в которых обучаются около 328 тысяч студентов. У каждого учебного заведения есть свой студенческий городок со своими общежитиями. Для приезжих студентов вуз, как правило, должен предоставить законных 6 кв. м для проживания в общежитии. Впрочем, помехой к получению знаний не являются даже стесненные в прямом смысле условия проживания — в трехместной комнате иногда умудряются жить и учиться четыре человека.
В поисках самовыражения
В своих творческих (да и не только) поисках студент не остается без поддержки. Молодежная общественная организация Лига студентов РТ объединяет в своих рядах более сорока тысяч студентов. Основными целями деятельности Лиги является решение проблем, защита прав и интересов студенчества, а также содействие и организация деятельности студентов, аспирантов, молодежных коллективов в области образования, науки и культуры. Кроме того, Лига студентов помогает реализовать себя творческим коллективам, устраивая ежегодные фестивали и мероприятия — «Студенческая весна», «Лучший студенческий коллектив года». За годы своего существования Лигой студентов были разработаны и реализованы ряд программ: смотр-конкурс общежитий «Студенческий уют», создан Штаб студенческих трудовых отрядов, начала работать межвузовская студенческая поликлиника, проведена сертификация услуг общественного питания в студенческих столовых.
— За прошедший год Лигой студентов РТ был проведены межвузовский конкурс «Студент-2006», конкурс на знание иностранных языков «Полиглот-2006», победители которого получили возможность пройти стажировку в странах изучаемого языка. Также в октябре 2006 года впервые проведена межвузовская Универсиада, в ней приняли участие более 10 000 студентов. Был проведен конкурс научных работ на соискание премии им. Н. И. Лобачевского, прошли многочисленные мероприятия, посвященные Неделе студенческой солидарности, в рамках которой состоялась игра КВН между студенческими сборными Казани и Екатеринбурга.
Планы Лиги на 2007 год оптимистические: вовлечение студентов в экономические, социальные и общественные проекты. В подтверждении этому в апреле 2007 года в Казани пройдет V Конгресс студентов Республики Татарстан.
Однако помимо Лиги студентов РТ существуют и развиваются другие организации, работающие по разным направлениям.
Ирина Копылова, ведущий специалист министерства по делам молодежи, туризму и спорту РТ:
— Успешно работает татарский республиканский общественный фонд «Сэлэт», объединяющий интеллектуалов среди школьников и студентов. Общественное Молодежное экологическое движение РТ, МОО Федерация бодибилдинга РТ, МОО республиканского уровня, работающие в области молодежной политики — все эти организации явились следствием активности молодежи. Можно констатировать, что сегодня активизировалось участие молодого поколения в общественно-политической жизни республики.
Учиться, учиться и …
Однако учеба была и остается главной обязанностью студента. И как бы не была развита его общественная жизнь, сдавать сессию все равно придется. А подключение российских вузов к Болонскому процессу, который предусматривает постоянное посещение лекций, семинаров, уже показал, что в данном нововведении есть свои плюсы и минусы.
Болонский процесс начался с подписания в 1998 году министрами образования Италии, Германии, Франции декларации «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования». 18−19 июня 1999 года в Болонье министры образования 29 европейских стран подписали «Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования». Этот документ послужил началом Болонского процесса, который предусматривал проведение до 2010 года ряда мероприятий, направленных на создание условий для повышения мобильности граждан на рынке труда и усиления конкурентоспособности европейского образования. В Болонский процесс Россия вступила в сентябре 2003 года. К 2010 году все выпускники российских вузов станут обладателями европейских приложений к диплому единого образца, утвержденному Советом Европы, Европейской комиссией и ЮНЕСКО. Данные дипломы на сегодняшний день признаются в 46 странах мира.
При разработке балльно-рейтинговой системы учитывался опыт казанских и российских вузов, в которых уже действовала подобная шкала оценки знаний студентов. Впрочем, нельзя сказать, что это окончательный вариант. По поводу балльно-рейтинговой системы между преподавателями постоянно идет дискуссия, поступают новые предложения по улучшению этой модели оценки знаний.
Михаил Щелкунов, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии КГУ:
— Если мы втянемся в Болонский процесс, то переход к балльно-рейтинговой системе неизбежен. Но, как и у любой новой системы, у нее есть свои плюсы и минусы. Положительными сторонами, безусловно, являются: новая модель оценки знаний, которая позволяет более объективно оценить качество образования, не делается акцент на моменте аттестации, как раньше. Отрицательные стороны кроются в формализованном подходе к этой системе. Наш экономический факультет уже три года участвует в этом эксперименте. Преподавателям гуманитарных дисциплин, конечно, будет сложно рассчитывать балл, вызовут трудности подачи в деканат ведомости каждый месяц. Лучший выход из этой ситуации. на мой взгляд, будет решение перевести все на программу, то есть преподаватель сдает свои сведения об успеваемости студентов, а программа сама высчитывает итоговый балл. Думаю, что скоро мы придем к этому.
Сейчас в балльно-рейтинговой модели обучения преобладают индивидуальные формы работы со студентами, вырабатываются единые требования к оценке знаний в каждой учебной дисциплине. В целом система рассчитана на повышенную ритмичную учебную работу студентов в течение всего семестра, устранение причин конфликтов по поводу уровня оценки знаний. То есть преподаватель не ставит отметку, а фиксирует то, что студент заработал в течение всего семестра.
Активное участие на практических занятиях, постоянное посещение пар, а также оценка на экзамене в идеале должны складываться в 100\%. То есть во время семестра студент должен заработать определенное количество баллов, которое даст ему право на сдачу сессии. Если же студент по определенной дисциплине наберет менее 40\% баллов, то к зачету или экзамену не допускается. При несданном зачете студент на платной основе сможет пройти курс заново и только потом сдать его.
Евгения Соколова, ведущий документовед отдела управления качества образования КГУ, отмечает:
— В России студенты не занимаются активно в течение семестра, как это принято в ряде зарубежных вузах. Наши студенты к экзамену готовятся за три дня. Но разве это учеба? При такой учебе знания у студента поверхностные. В европейских вузах большую роль играет работа в группе, тогда как российские студенты чаще работают над предметом самостоятельно.
Конечно, с переходом на балльно-рейтинговую систему у преподавателей увеличится методическая нагрузка. Они должны будут разработать свою оценку знаний. В течение семестра преподаватели должны будут провести не менее двух письменных контрольных проверок знаний каждого студента. В начале каждого семестра студент должен знать о максимальном количестве баллов, которое он может получить по каждому курсу. Система контроля знаний может сочетать письменные, устные, групповые и индивидуальные формы обучения.
Ариф Межведилов, проректор КГУ по воспитательной работе:
— Преподавателей и ректора не интересует, чем занимается студент вне лекций и семинаров. Учебный процесс первичен — и это правильно! Но решения, принятые по проведению социально-воспитательной работы, позволят нам защитить студентов, желающих творчески развиваться.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: