Новости
19 Февраля 2009, 15:33

Партии и лозунги

Политический лозунг (слоган) во время предвыборной кампании является достаточно специфическим и обязательным жанром. Большинство граждан, в силу аполитичности, не читает программ партий, но видит на «наружке» их лозунг. Если слоган «цепляет» и соответствует эмоциональному настрою, то избиратель голосует правильно.

Политический лозунг — это некий принцип, выдвигаемый политической силой (движением, партией, государством) как основа её деятельности в некий период времени. В политической риторике лозунг выполняет функции призыва, побуждения к определенным действиям, а также функции знамени, символа, вокруг которого консолидируются определенные силы.

В политической рекламе функция лозунга близка к слогану торговой рекламы, поэтому многие исследователи считают данные понятия синонимами. Как и в торговой рекламе, в нем преобладают имиджевые компоненты. Меньшую роль играет мотивирующий компонент.

Понятие «слоган» (sluagh-ghairm) восходит к гальскому языку и означает «боевой клич». Это очень точно и весьма образно отражает сущность любой рекламы: пленить потребителя и уничтожить конкурентов.

Слоган занимает одно из центральных мест в структуре рекламного текста. Вместе с рекламируемым собственным (политическим) именем он выражает основной смысл рекламной концепции. Например, в наружной рекламе весь текст обычно состоит из рекламируемого собственного имени и сопровождающего его слогана.

Характерной чертой слогана является постоянство выражаемой им рекламной идеи. С течением времени вербальное выражение может изменяться, а сама идея остается неизменной.

Алексей Богачев, доцент кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, кандидат политических наук:

— Слоган играет важную роль в политической рекламе. Творчество в области сочинения лозунгов можно сравнить со стрельбой. Одни могут дать очередь — и промахнуться, другие — одним выстрелом поразить цель. Вот и хороший слоган сродни меткому выстрелу: краткий и точный. Слоган должен в сжатой форме выражать основную идею, которую партия хочет донести до избирателя на конкретных выборах.

Правда, к вышеизложенному хотелось бы сделать одну оговорку. Слоганы играют непреходящую роль тогда, когда речь идет о свободных демократических выборах. А если выборы представляют собой смесь из масштабного включения административного ресурса и фальсификации результатов и напоминают изнасилование воли народа в извращенной форме, то тут уж, извините. Хоть весь электорат обслогань — это делу не поможет!

Андрей Большаков, доцент кафедры политологии КГУ, кандидат социлогических наук:

— Удачно подобранный лозунг может быть центральным элементом всей избирательной кампании. Так, во время выборов в Госдуму России в 2003 году ЛДПР шло под слоганом «Мы за бедных, мы за русских!». Несмотря на содержащуюся в нем стилистическую ошибку, многим избиратели он пришелся по душе, что непременно отразилось на результатах голосования.

Что касается нынешней избирательной кампании в Госсовет Татарстана, то, на мой взгляд, ни одна из партий не придумала оригинального и душевного слогана.

TatCenter.ru задал представителям партий следующие вопросы:

  • С какими лозунгом (-ами) Ваша партия идет на выборы в Госсовет РТ в нынешнем году?
  • Почему был сделан выбор именно в пользу этого лозунга (-ов)?

Мы также попросили экспертов прокомментировать лозунги партий. При этом для чистоты эксперимента казанские политологи не были осведомлены о мотивации выбора партии в пользу того или иного лозунга.

«Единая Россия»

Политический лозунг: «Без булдырабыз! — Мы можем!»

Обоснование выбора: «Всем известное высказывание Президента Татарстана, Сопредседателя Высшего совета партии „Единая Россия“ Минтимера Шаймиева вот уже на протяжении нескольких лет является своеобразным девизом регионального отделения партии. В условиях пришедшего к нам мирового финансового кризиса лозунг „Без булдырабыз!“ приобретает судьбоносное значение. Наша задача — не просто выжить и переждать, а выйти из кризиса сильными, уверенными, окрепшими, сохранить профессиональные кадры, оптимизировать производство, очиститься от непрофильного бизнеса. Мы уверены, так и будет — мы сможем!»

Алексей Богачев:

— Единороссовскому лозунгу с сексуальным оттенком «Мы можем!» не хватает понятности. Хотя, вероятно, я и ошибаюсь. В том, что новая КПСС может многое, никто и не сомневается.

Андрей Большаков:

— В ходе данной избирательной к ампании «Единая Россия» руководствовалась принципом: удачный лозунг послужит и сейчас. Мол, коней на переправе не меняют.

КПРФ

Политический лозунг: «Выход есть — КПРФ!»

Обоснование выбора: «Выбор сделан в пользу этого лозунга, исходя из той катастрофической ситуации, в которую загнали Россию нынешние управленцы страной. Только команда КПРФ (как это было после дефолта 1998 года при правительстве Примакова — Маслюкова) способна отвести государство от пропасти, сменив экономический курс».

Алексей Богачев:

— Лозунг КПРФ я бы поставил на последнем место среди всех представленных вариантов. Правда если он будет идти, скажем, в конце ролика о негативе в нашей жизни, то он логичен. Но пока в кампании КПРФ я такой логики не замечал. Отсюда и вопросы — «А куда выход? В открытый космос?»

Андрей Большаков:

— Лозунг интересный. Ведь в последнее время за КПРФ голосуют не только коммунисты, но и протестный электорат. Эти люди могут уцепиться за данный слоган и проголосовать.

ЛДПР

Политические лозунги: «Говорить правду!», «Не врать и не бояться!»

Обоснование выбора: «Нет ничего хуже жить надеждой. Надо работать, а не мечтать о коммунизме, демократии и свободе. Избавляться от грез надо. Тогда построим рыночное хозяйство. Нельзя расслабляться ни человеку, ни гражданину».

Алексей Богачев:

— На первое место в госсоветовской избирательной кампании я бы поставил слоган ЛДПР «Не врать и не бояться!» Он уже использовался в думской избирательной кампании. Как только его не переделывали оппоненты ЛДПР: «Врать и не бояться!», «Брать и не бояться!» Но, по крайней мере, раз обсуждали, значит, «зацепило», попало в точку. Второй слоган ЛДПР перепевает первый и банально звучит.

Андрей Большаков:

— Вся деятельность ЛДПР связана с активностью руководителя партии Владимира Жириновского. Эти слоганы в его духе. Мне представляется, что эти лозунги были спущены из Москвы, но вряд ли их энергетический заряд поможет отделению ЛДПР в Татарстане.

«Справедливая Россия»

Политические лозунги: «Работающий человек не должен быть бедным!», «Мы за справедливость!»

Обоснование выбора: «Выбор слоганов обусловлен программой партии».

Алексей Богачев:

— Эти слоганы я бы поставил на второе место после ЛДПР. В отличии от «Единой России» здесь хоть понятно, о чем идет речь.

Андрей Большаков:

— Второй лозунг в силу специфики партии актуален. Так и должно быть. Что касается первого слогана, то я его впервые слышу. Лозунг интересен, но большинство людей его не знает. При грамотном педалировании он смог бы принести партии 1−2%.

Новости
14 Декабря 2024, 16:50

Охотничьи ресурсы в Татарстане оценили в ₽2,9 млрд

Этот показатель на 7% выше, чем в прошлом году.

В Татарстане оценили запасы охотничьих ресурсов на сумму 2,9 млрд рублей, что на 7% больше, чем в прошлом году. Об этом сообщил зампредседателя Госкомитета РТ по биоресурсам Рамиль Шарафутдинов во время выступления в Госсовете региона.

По его словам, увеличение произошло в том числе благодаря появлению двух новых видов охотничьих ресурсов в естественной среде обитания: маралов и пятнистых оленей. На сегодняшний день в естественной среде обитает более 500 особей этих видов. Всего в Татарстане насчитывается более 700 видов животных, из которых 81 вид относится к охотничьим ресурсам, отметил Шарафутдинов.

Ранее TatCenter писал, что «Центр цифровой трансформации Татарстана» заключил сделку на сумму 2,5 млн рублей, чтобы получить право использовать программное обеспечение зимнего маршрутного учета охотничьих ресурсов.

Шарафутдинов Рамиль Гумерович

Заместитель председателя государственного комитета РТ по биологическим ресурсам

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: