Однако, мы всё же способны испытать то чувство полёта, которое, было доступно лишь птицам, пока не появились параплан и дельтаплан. Из всего обилия летательной техники именно эти два типа аппаратов позволяют ощутить на себе всю силу и обаяние воздушной стихии.
Это ощущение свободы и гармонии замечательно выразил Шарль Бодлер: «Счастлив тот, кто может на своих крепких крыльях подняться над искрящимися мирными полями. Мысли его, подобно жаворонкам, уходят в голубое утреннее небо и пролетают свободные над нашими головами. Ему не стоит труда постичь язык цветов, и даже язык немых вещей».
Многие путают парашют и параплан, поэтому для начала устроим небольшой экскурс в историю. Слово параплан — образуется от слияния двух слов парашют и планировать или парашют планирующий. В 1964 году Стив Снайдер изобрел парашют-крыло. Это была революция в парашютостроении. В середине 70-х годов французы, в Альпах, предприняли попытку слететь с горы, используя парашют-крыло. При этом старт осуществлялся с лыж, так появилась дисциплина — Para-ski, существующая до сих пор, но выполняющаяся на специально приспособленных для этого крыльях меньшего размера, чем необходимо для парящих полётов.
Следуя этой дисциплине, парашют стал модифицироваться для полетов с гор. Стало больше удлинение, увеличилась площадь (для меньшей скорости снижения), увеличилось количество секций, стали тоньше стропы. И тогда появилось название параплан. Тот параплан был очень похож на парашют-крыло, и отличить один от другого было весьма сложно. Пока в конце 80-х не стали появляться парапланы характерной и для современного параплана эллипсовидной формы.
Парапланеризм в Татарстане начал развиваться в конце 80-х, когда на территорию России пришли парапланы. Многие талантливые конструкторы проектировали и шили их самостоятельно, по выкройкам готовых, опробованных в воздухе конструкций, шили крылья клубы (при ДОСААФ). Это были тяжёлые, плохо летающие конструкции, обычно шитые из болоньевой ткани, опасные и недолговечные. Но шаг вперёд был сделан!
Настоящий прорыв пошёл с того момента, как в Россию были завезены образцы импортных парапланов. Анализ их положил начало линейке отечественных крыльев, часть из которых были копиями зарубежных образцов, остальные же — собственными разработками (фирмы ParAAvis, ASA).
Ещё один вид парашюта, появившийся в процессе его развития — так называемый кайт. По своей конструкции он очень похож на парашют, но в 2−3 раза меньше размером и с примерно 20-тиметровыми стропами. Используется он не для полётов, а как парус, обычно в сочетании со сноубордом или горными лыжами зимой, и специальной доской для плаванья — летом.
На сегодняшний день парапланерным спортом в Татарстане занимаются практически в каждом городе. Спортсмены из Альметьевска, Бавлов, Нижнекамска, Набережных Челнов, Казани встречаются на стартовых площадках, которых, благодаря наличию холмистой местности, на территории нашей республики большое количество, защищают честь республики на различных соревнованиях.
Наиболее известные в Татарстане клубы — это «ИКАР» в Казани и «Пегас» в Набережных Челнах. «ИКАР» возник на базе КАИ и больше специализируется на дельтапланах, мотодельтапланах, хотя обучение полётам на параплане тоже успешно проводится. Челнинский «Пегас» выращивает достойную смену старшему поколению пилотов, члены этого клуба ответственно занимаются и ездят на соревнования.
Один из лучших казанских пилотов, который проводит обучение — Алексей Старостин — человек в огромным опытом полётов, живущий небом. Он обладает личностными качествами, дающими возможность обучающемуся у него парапланеристу эффективно получать лётные навыки, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самому (в действительности, обучение — это дело всей жизни пилота).
Полёт на параплане — это ощущение свободы, огромное счастье, но нельзя забывать и о высокой травмоопасности парапланерного спорта. По статистике, этот вид спорта стоит на 2-м месте после альпинизма. Пилот всегда осознаёт возможные негативные последствия своих действий и старается их избежать. Этому способствуют выдержка, организованность, самостоятельность и независимость от чужого мнения.
Эти качества неизбежно усиливаются при постоянных занятиях, меняется характер человека в целом. К сожалению, многие, кто ещё не знаком с этим видом спорта попадаются на красочные рекламы или доверяются недобросовестным инструкторам, и эйфория полёта пересиливает чувство ответственности за собственную жизнь, что может привести к непоправимым последствиям.
Начальное обучение — процесс столь же важный, как и постановка дыхания при игре на духовых инструментах. Будучи заложенными в пилота неправильное отношение к небу, не та техника, неумение выбирать для себя место и погоду, всё это может привести к весьма трагичным последствиям, поэтому к выбору инструктора следует отнестись очень ответственно. По возможности узнать отзывы людей давно летающих, поговорить, съездить на полёты, посмотреть. И только потом уже решаться на занятия.
Парапланеристы — братья по небу. Это сообщество, не знающее границ республик и государств, объединяемое жаждой летать. Здесь всегда помогут любому, и никогда не будут смеяться над чужими ошибками. Общение и обучение — как две стороны одной медали, любые соревнования, любой выезд на полёты помогает обменяться опытом и развиваться. Хотя полёты и проводятся круглый год, погодные условия не всегда позволяют подняться в воздух самому, и тут на выручку приходят радиоуправляемые авиамодели и компьютерные симуляторы параплана.
Есть и свои трудности для людей, которые бы хотели заниматься этим профессионально. Прежде всего, сказывается отсутствие инфраструктуры — параклубов, рекламы, приобщения людей к этому виду спорта полётами в тандеме, проведения в Татарстане регулярных соревнований. Весьма непонятны причины запрета полётов на горнолыжном комплексе в Медведково, в то время как весь мир успешно сочетает в себе параплан и зимние виды отдыха.
Сказывается и то, что парапланом надо жить. Из всей казанской парапланерной тусовки постоянно «на гору»(место проведения полётов) ездят лишь около 10 человек. И это на город с населением более миллиона жителей! Для сравнения, в той же Москве более 3000 активных парапланеристов. Многие могут себе позволить купить снаряжение и пройти обучение, но лишь единицы — заниматься этим постоянно. Проведение регулярных соревнований сильно подняло бы популярность данного вида спорта, благо географические и климатические условия позволяют.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: