В пятницу министр природных ресурсов Юрий Трутнев передал премьер-министру РФ Владимиру Путину первую пробу доисторической воды из подледного озера Восток в Антарктиде.
Колбу с металлической крышкой и ручкой и желтоватой жидкостью Трутнев привез в небольшом металлическом чемоданчике. На крышке колбы написано: «Озеро Восток, возраст более миллиона лет, глубина 3769,3 метра, дата 5.12.11, Антарктида».
Это первая проба, анализы ее еще пока не делались, отметил министр.
По его словам, этой воде более одного миллиона лет. Однако, по мнению ряда экспертов, ей может быть от одного до тридцати миллионов лет.
Путин поинтересовался у Трутнева, пил ли он эту воду.
«Нет», — ответил он.
«А было бы любопытно: динозавры пили и Трутнев», — пошутил премьер.
Отложенная сенсация
Представители мировой науки в восторге. Открытие антарктического озера, над которым расположена одноименная советская, а теперь российская антарктическая станция, считается одним из самых выдающихся за последние сто лет. Ведь вода в озере не контактировала с окружающим земным миром сотни тысяч, а то и миллионы лет. Возможно, в ней живьем сохранились организмы, существовавшие в то далекое время. Как ученые шли к этому открытию?
«Восток», открытый в 1957 году, ничем не отличался от других станций — «Прогресс» или «Мирный». Экспедиторы бурили во льду 125-миллиметровые скважины, изучали климатические и геофизические особенности Антарктиды.
В 1990 году на «Востоке» пробурили пятую по счету колонку. Самую глубокую. О ее судьбоносном значении «Комсомолке» рассказал начальник антарктической экспедиции Валерий Лукин:
— Лед бурят для того, чтобы узнать, какая была погода в далеком прошлом. Изучив ледяной керн (выбуриваемый кусок льда цилиндрической формы. — Авт.), мы можем, словно по отпечатку, реконструировать климатические изменения. Но с «Востоком» все вышло иначе.
Спустя четыре года, когда буровая техника замерла на отметке три километра, случилось непредвиденное: радиолокационные датчики зафиксировали сейсмическую активность. И ученые вскоре поняли: это подледное озеро. В 1995 году с такой гипотезой на конференции в Риме выступил геоморфолог Андрей Капица. Доклад принес ошеломительный успех. Однако пробурить оставшиеся 50 метров было суждено только спустя 18 лет. Но когда вновь взялись за бур, экологи забили тревогу: ученые загрязнят озеро заливочной жидкостью!
«Сухое бурение льда идет до глубины 500 метров, — объясняет Валерий Лукин. — Дальше начинает работать эффект горного давления. Скважина заплывает. Ты можешь бурить вниз, но обратно наверх не поднимешься. В общем, без заливки не обойтись».
Чтобы не дать скважине заплыть, ее нужно заполнить веществом, идентичным по плотности льду. Тогда она не сузится. Причем затычка должна быть жидкой, чтобы через нее можно было свободно двигаться. Более того, она не должна замерзать. Такой смеси тогда не было. В 1998 году экспедицию прекратили. Скважина остановилась на глубине 3623 метра. Но ученые не отчаялись. В Министерстве науки и технологий объявили открытый конкурс на разработку экологически чистой заливочной жидкости. В марте 2000 года с задачей справился Петербургский горный институт.
Однако получить согласие на ее использование удалось лишь… к 2010 году. Так долго не давало добро Международное антарктическое сообщество.
«К нам придирались потому, что никто не хотел, чтобы Россия была первой», — уверен Лукин. Работы возобновили только в 2012-м. «Мы единственные в мире, кто работает со льдом на такой глубине», — гордится Валерий.
Сейчас в Антарктиде лето. Температура воздуха около минус сорока градусов. 4 февраля датчики показали: вода близка. Но сколько метров было до самого озера, никто не знал. Чтобы добраться до озера, оставалось всего два дня. 6 февраля самолет заключительным рейсом забирал экспедиторов на родину.
И вот 5 февраля в 20.40 по московскому времени на глубине 3660 метров случилось проникновение в озеро. Но проникнуться грандиозностью исторического момента времени не было. «Участники экспедиции долго на станции не задержались, — продолжал Лукин. — Они сразу же отправились на „Прогресс“, а оттуда вертолетом — до судна
„Академик Федоров“. Людям надо было в баньку сходить, отпраздновать».
Первые исследования воды из озера проведут не раньше чем в январе следующего года. Сейчас это сделать невозможно, потому что вода не замерзла. А если выкачивать ее на поверхность в жидком виде, как из воронки, в нее попадет керосин или она загрязнится от внешнего льда.
«Микробиологи обязательно все изучат, не беспокойтесь, — заверил меня Лукин. — Мы разрабатываем специальные зонды, которые протестируем на Ладожском озере. Не знаю, найдутся ли тут микроорганизмы. Но это не важно. Любой результат будет интересен».
Заведующий группой криоастробиологии лаборатории генетики эукариот Петербургского института ядерной физики Сергей Булат:
— Открытие озера Восток я могу сравнить чуть ли не с первым полетом в космос. В толще озерных вод, которым пятьсот миллионов лет, могут обитать абсолютно новые формы жизни. Установлено, что в Востоке сверхвысокая концентрация кислорода. Известные науке организмы под таким давлением выжить не способны. Если найдутся невиданные бактерии, это событие станет мощным прорывом в области науки. Используя сведения о Востоке, мы сможем дать ответ на вопрос: а есть ли жизнь на других планетах, где условия схожи с «восточными»? Например, на спутнике Юпитера Европа тоже есть океан под слоем льда. Если жизнь будет в земном озере, то и в инопланетном, вероятно, тоже.
Если ничего не найдется, то это тоже принесет много пользы. Восток станет единственным известным местом на планете, где нет жизни.
По материалам газеты «Комсомольская правда»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: