Во вторник стали известны показатели исполнения консолидированных бюджетов по всем субъектам Российской Федерации за 2013 год. Опубликованная по этим итогам статья лучшего специалиста в России по межбюджетным отношениям, Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики, констатирует — в России начался полноценный бюджетный кризис.
В 2013 году дефицит бюджетов российских регионов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13\%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание — на 22\%.
Превышение расходов над доходами привело к дефициту бюджетов и коснулось почти всех регионов. Суммарный дефицит за 2013 год, по данным Федерального казначейства, составил 640 млрд рублей (7,8\% всех доходов консолидированных бюджетов регионов).
При этом серьезный профицит (больше 100 млн руб.) наблюдается только у 3 регионов: Санкт-Петербург (15,1 млрд рублей), Московская область (10,4 млрд рублей) и Республика Алтай (0,9 млрд руб.). Бюджеты еще 3 регионов (Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика) сбалансированы почти на нулевом уровне.
Бюджеты остальных 77 субъектов федерации дефицитны.
Хуже всего соотношение дефицита и доходов бюджета в Чукотском АО (52,3\%), в Тюменской области, Новгородской области, Краснодарском крае (21,6−25,7\%).
У Республики Татарстан исполнение консолидированного бюджета получилось дефицитным (-1,2 млрд руб.), но по отношению к доходам нестрашным (всего 0,59\%).
Для покрытия разрыва между доходами и расходами регионам пришлось залезать в долги. Суммарный долг регионов и муниципалитетов на 1 декабря 2013 года достиг 1,74 трлн рублей, что эквивалентно 27\% собственных доходов консолидированных бюджетов регионов за 2012 год.
Долги продолжают расти. Более чем в 60\% регионов соотношение долга и собственных доходов консолидированного бюджета хуже среднероссийского, в трети регионов оно выше 50\% собственных доходов, максимальная долговая нагрузка — в Республике Мордовия и Чукотском АО. В этих субъектах она в 1,2−1,4 раза выше собственных бюджетных доходов.
Стагнация экономики привела к сокращению поступления налога на прибыль. Но это только одна причина.
Другая — принятые федеральным центром нелепые управленческие решения, необеспеченные обещания. В непростых экономических условиях регионы должны мощно наращивать расходы на оплату бюджетного сектора, выполняя майские указы Путина. По расчетам рейтингового агентства Standard & Poor’s, для выполнения указов президента регионам потребуется около 1,7 трлн рублей в 2013—2015 годах и по 1 трлн рублей ежегодно в 2016—2018 годах. Бюджетные кредиты регионам увеличены в 2013 году с запланированных 75 млрд до 160 млрд рублей (данные Standard & Poor’s), но и этого будет недостаточно. Как обычно, решения наверху будут приниматься в индивидуальном режиме.
Это уже привело к дестабилизации региональных бюджетов. Но дальше будет хуже.
В соответствии с Бюджетным кодексом любое расходное решение федеральных властей в части полномочий региона должно обеспечиваться соответствующим объемом трансфертов. Однако и в 2012, и в 2013 годах перечисления из федерального бюджета только частично компенсировали возросшие расходы регионов на повышение заработной платы бюджетникам. По разным оценкам, федеральным правительством компенсируется всего 30−35\%.
Напомним, согласно указам, за 2013 год в Татарстане необходимо было довести среднюю зарплату учителей до уровня средней по региону, а к 2018-му среднюю зарплату врачей и преподавателей вузов — до 200\% от средней по региону. В 2013 году в Татарстане только на это повышение потребовалось дополнительно 16,2 млрд рублей. А федеральный Минфин из этой суммы компенсировал лишь 3,7 миллиарда. Разницу республиканскому бюджету пришлось закрывать самостоятельно.
И если, с грехом пополам, этот бюджетный год Татарстаном как-то закрыт, то в 2014—2018 гг. все равно придется где-то изыскивать дополнительные средства для реализации пресловутых майских президентских указов…
Другие регионы могут решать эти проблемы займами. Но в случае Татарстана возможность кассово преодолевать бюджетный дефицит отсутствует из-за накладываемого моратория на привлечение новых бюджетных кредитов. Напомним, мораторий был установлен в ходе прошлогодней реструктуризации ранее выданных федеральным центром бюджетных кредитов Татарстану на сумму 65,5 млрд рублей.
В любом случае, сложившиеся сегодня межбюджетные отношения регионов и центра трудно назвать федералистскими. Скорее — отношения метрополии и колоний.
Руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: