Новости
19 Февраля 2014, 10:00

Откуда Татарстану взять денег?

Экономика регионов России показывает — в стране начался полноценный бюджетный кризис. Финансовые отношения центра и провинции все больше напоминают метрополию, при которой столица высасывает все ресурсы из своих колоний.

Во вторник стали известны показатели исполнения консолидированных бюджетов по всем субъектам Российской Федерации за 2013 год. Опубликованная по этим итогам статья лучшего специалиста в России по межбюджетным отношениям, Натальи Зубаревич, директора региональной программы Независимого института социальной политики, констатирует — в России начался полноценный бюджетный кризис.

«Мы наблюдаем авральную и завиральную систему управления»

В 2013 году дефицит бюджетов российских регионов вырос в 2,3 раза по сравнению с 2012 годом, сборы налога на прибыль упали на 13\%, долги увеличились почти на треть, расходы на их обслуживание — на 22\%.

Превышение расходов над доходами привело к дефициту бюджетов и коснулось почти всех регионов. Суммарный дефицит за 2013 год, по данным Федерального казначейства, составил 640 млрд рублей (7,8\% всех доходов консолидированных бюджетов регионов).

При этом серьезный профицит (больше 100 млн руб.) наблюдается только у 3 регионов: Санкт-Петербург (15,1 млрд рублей), Московская область (10,4 млрд рублей) и Республика Алтай (0,9 млрд руб.). Бюджеты еще 3 регионов (Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика) сбалансированы почти на нулевом уровне.

Бюджеты остальных 77 субъектов федерации дефицитны.

Хуже всего соотношение дефицита и доходов бюджета в Чукотском АО (52,3\%), в Тюменской области, Новгородской области, Краснодарском крае (21,6−25,7\%).

У Республики Татарстан исполнение консолидированного бюджета получилось дефицитным (-1,2 млрд руб.), но по отношению к доходам нестрашным (всего 0,59\%).

Для покрытия разрыва между доходами и расходами регионам пришлось залезать в долги. Суммарный долг регионов и муниципалитетов на 1 декабря 2013 года достиг 1,74 трлн рублей, что эквивалентно 27\% собственных доходов консолидированных бюджетов регионов за 2012 год.

Долги продолжают расти. Более чем в 60\% регионов соотношение долга и собственных доходов консолидированного бюджета хуже среднероссийского, в трети регионов оно выше 50\% собственных доходов, максимальная долговая нагрузка — в Республике Мордовия и Чукотском АО. В этих субъектах она в 1,2−1,4 раза выше собственных бюджетных доходов.

Стагнация экономики привела к сокращению поступления налога на прибыль. Но это только одна причина.

Другая — принятые федеральным центром нелепые управленческие решения, необеспеченные обещания. В непростых экономических условиях регионы должны мощно наращивать расходы на оплату бюджетного сектора, выполняя майские указы Путина. По расчетам рейтингового агентства Standard & Poor’s, для выполнения указов президента регионам потребуется около 1,7 трлн рублей в 2013—2015 годах и по 1 трлн рублей ежегодно в 2016—2018 годах. Бюджетные кредиты регионам увеличены в 2013 году с запланированных 75 млрд до 160 млрд рублей (данные Standard & Poor’s), но и этого будет недостаточно. Как обычно, решения наверху будут приниматься в индивидуальном режиме.

Это уже привело к дестабилизации региональных бюджетов. Но дальше будет хуже.

В соответствии с Бюджетным кодексом любое расходное решение федеральных властей в части полномочий региона должно обеспечиваться соответствующим объемом трансфертов. Однако и в 2012, и в 2013 годах перечисления из федерального бюджета только частично компенсировали возросшие расходы регионов на повышение заработной платы бюджетникам. По разным оценкам, федеральным правительством компенсируется всего 30−35\%.

Напомним, согласно указам, за 2013 год в Татарстане необходимо было довести среднюю зарплату учителей до уровня средней по региону, а к 2018-му среднюю зарплату врачей и преподавателей вузов — до 200\% от средней по региону. В 2013 году в Татарстане только на это повышение потребовалось дополнительно 16,2 млрд рублей. А федеральный Минфин из этой суммы компенсировал лишь 3,7 миллиарда. Разницу республиканскому бюджету пришлось закрывать самостоятельно.

«Анатомия новых бюджетных поправок Татарстана»

И если, с грехом пополам, этот бюджетный год Татарстаном как-то закрыт, то в 2014—2018 гг. все равно придется где-то изыскивать дополнительные средства для реализации пресловутых майских президентских указов…

Другие регионы могут решать эти проблемы займами. Но в случае Татарстана возможность кассово преодолевать бюджетный дефицит отсутствует из-за накладываемого моратория на привлечение новых бюджетных кредитов. Напомним, мораторий был установлен в ходе прошлогодней реструктуризации ранее выданных федеральным центром бюджетных кредитов Татарстану на сумму 65,5 млрд рублей.

В любом случае, сложившиеся сегодня межбюджетные отношения регионов и центра трудно назвать федералистскими. Скорее — отношения метрополии и колоний.

Альберт Бикбов,

Руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
11 Декабря 2024, 19:42

В Татарстане проведут капремонт 719 многоквартирных домов В 2025 году

Общая сумма затрат составит около 8 млрд рублей.

В 2025 году в Татарстане планируется провести капремонт 719 многоквартирных домов. На данный момент у 300 зданий уже провели обследования, в ходе которых определили необходимые работы. Об этом сообщил начальник Госжилинспекции РТ Александр Тыгин на пресс-конференции в «Татар-информ».

Общая сумма затрат на капремонт составит около 8 млрд рублей, точный размер бюджета еще уточняется. Предполагается, что 1,4 млрд рублей выделит республика, 4,9 млрд рублей составят средства собственников, а оставшуюся часть добавит муниципальный бюджет.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане завершили капремонт 734 из 749 многоквартирных жилых домов, запланированных на текущий год.

Тыгин Александр Васильевич

Начальник Государственной жилищной инспекции РТ - главный Государственный жилищный инспектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: