По словам руководителя Казанского правозащитного центра, в реформирование милиции расставлены неправильные акценты.
Игорь Шолохов, руководитель казанского правозащитного центра:
— С вступлением в силу закона «О полиции» я не жду появления изменений, название просто стало другое. Они пытаются совершить реформу МВД, но используют для этого не те методы. В законе нет основного, того как надо набирать сотрудников, какие им надо предъявлять требования, как учитывать рекомендации психологов. Раньше в законе тоже следовало учитывать мнение психологов, но фактически эта рекомендация не действовала.
Вы посмотрите на курсантов, которые учатся в казанском юридическом институте. По ним не видно, что это новые защитники. Это те же уличные мальчишки, которые разговаривают на тюремном сленге, и внешний вид у них соответствующий. Чтобы милиция стала примером и опорой общества, надо повышать культуру не только самих курсантов, но и самого общества.
По поводу формы обращения «господин полицейский» могу сказать, что это не единственная возможная форма. К милиционерам можно обращаться по званию, а еще лучше бы было, если бы у них были бейджики с именами. Такое переименование милиционеров меня не коробит. Меня интересует другое — как они будут обращаться к гражданам? Часто можно услышать от них «Эй, ты», «Уважаемый». Причем последнее слово произносится совсем не уважаемым тоном. Обращение «Господин» не означает, что у человека есть рабы, это больше означает, что он должен быть хозяином своих поступков, ответственным за свои действия. Сотрудники внутренних органов часто говорят, что они борются с преступностью, забывая сказать, что они обязаны соблюдать закон.
Начальник управления по вопросам антикоррупционной политики аппарата президента РТ ждет от реформирования МВД в первую очередь изменения имиджа структуры и, как следствие, повышение уровня доверия у населения.
Марс Бадрутдинов, начальник управления по вопросам антикоррупционной политики аппарата президента РТ:
— Федеральный закон «О полиции» принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило большое количество откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В целом считаю, что принятие данного закона на сегодня актуально. Это обусловлено, прежде всего, давно назревшей необходимостью обновления имиджа милиции, повышения доверия со стороны граждан, избавления ее от отдельных несвойственных и потому лишних функций. Полиция должна стать органом, пользующимся непререкаемым авторитетом у населения. Она должна стать более открытой для общества.
Федеральный закон регламентирует права и обязанности сотрудников, что необходимо для чёткой и эффективной работы полиции и предотвращения случаев необоснованного применения властных полномочий. Кроме того, закон закрепляет партнёрскую модель взаимоотношений между обществом и правоохранительными структурами. Если раньше многие задачи и функции милиции, права и обязанности устанавливались подзаконными правовыми актами, то новым Федеральным законом установлен исчерпывающий перечень прав и обязанностей полиции, которые основаны на её основном предназначении как органа, призванного защищать жизнь, здоровье, права и свободы личности, противодействовать преступности и охранять общественный порядок.
В новом законе появилась и антикоррупционная норма о том, что сотрудник полиции обязан уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры РФ или другие госорганы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Это нововведение соответствует духу времени и полностью согласуется с современным законодательством в области противодействия коррупции, государственной гражданской и муниципальной службы.
Думаю, что серьезным новшеством стало законодательное закрепление обязанности полиции регулярно информировать общество о своей деятельности через СМИ, Интернет и путём отчётов перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России, органами муниципальных образований и гражданами.
Принятие федерального закона «О полиции» является в ажным шагом в преобразовании системы правоохранительных органов.
А вот ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета не возлагает особых надежд на переименование структуры, отмечая, что реорганизация вряд ли даст сильный эффект.
Рашит Низамов, ректор КГАСУ:
— Мне, как человеку комсомольской молодости, привычней обращаться к милиционерам «Товарищ». Ветеранам Великой отечественной войны такое обращение тоже ближе, к тому же некоторые из них уже пообщались с полицейскими и переименованию не обрадуются. В принципе у меня нет уверенности, что реорганизация милиции даст сильный эффект. Хотя есть понимание, что оптимизация министерства необходима.
Впрочем, если говорить о нашей татарстанской милиции, то она работает лучше, чем в других регионах. Ведомство всю братву, все бандформирования у нас выжгло. Есть уверенность в спокойном будущем. Поэтому если у нас все хорошо, то зачем делать еще лучше. Но это касается только татарстанской милиции. В целом я, как обыватель, не думаю, что после 1 марта произойдут существенные изменения.
Марат Ахметов, заместитель премьер-министра РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ, комментируя ИА «Татар-информ» вступление в силу закона «О полиции», также выразил мнение, что значительных изменений от закона в ближайшее время ждать не следует.
Марат Ахметов, заместитель премьер-министра РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ:
— С принятием одного закона, в соответствии с которым милиция станет называться полицией, мир мы не перевернем. Для этого необходимо время. Мы, граждане, являемся зеркальным отражением общества. Если мы такие, милиция другой быть не может, как бы мы ее не называли. Необходим какой-то период для ее реформирования и становления.
По мнению Ахметова, в Татарстане представители органов внутренних дел — самые достойные (если сравнивать их с их коллегами в других субъектах РФ). «В Татарстане спокойно. Большинство граждан относятся с уважением и доверием к своей милиции, которой в дальнейшем необходимо совершенствоваться. Нам всем придется привыкать к новому названию милиции, которая пока сохранит свою форменную одежду», — сказал Ахметов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: