Фактор Украины, санкции, разгул патриотизма — все это привело к тому, что в последнее время начался целый вал действий, зачастую даже добровольных, по «отгораживанию» финансовой системы страны от Запада. Однако действия, проникнутые духом, а не знанием, вполне могут привести экономику Татарстана к серьезным потерям.
Вчера российским компаниям, чьи акции и расписки торгуются на зарубежных площадках, предложили задуматься о полном переходе на Московскую биржу.
«Им серьезно надо рассмотреть возможность перерегистрации на Московской бирже. Это вопрос для их экономической безопасности», — порекомендовал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов. В настоящее время бумаги более 70 российских компаний торгуются на зарубежных площадках, большая часть — на Лондонской фондовой бирже, ряд технологичных и IT-компаний — в Нью-Йорке. Около 10 компаний имеют листинг только на зарубежных биржах. Теперь им следует задуматься о сворачивании «зарубежных гастролей».
Первыми попавшие под удар санкций, Банк «Россия» (по объему активов банк занимает 15-е место в России) и его дочерний «Собинбанк» перестали принимать вклады в евро, да и вообще перешли только на рублевые расчеты. Сбербанк в начале апреля временно прекратил прием заявок на выдачу россиянам розничных кредитов в иностранной валюте.
Еще одна санкция Запада — срыв российско-американских переговоров о присоединении России к механизмам действия американского закона об обмене налоговой информацией (FATCA). Этот закон обязывает банки и финансовые организации по всему миру информировать Службу внутренних доходов США (IRS) о счетах американских резидентов. Если Россия не подпишет соглашение с США до 1 июля, против любого российского банка будут введены санкции: с выплаты в его пользу будут взимать 30\%-ный налог — сначала только с пассивного дохода от американских активов (например, процентов), а с 2017 г. — с доходов от продажи ценных бумаг и даже транзитных платежей. Подобные «налоги» с долларовых транзакций могут нанести огромный удар по внешнеэкономических расчетов наших банков.
Попытка введения экономических санкций Запада в отношении России посредством блокировки пластиковых карт Visa и MasterCard заставила российских чиновников и банкиров вернуться к обсуждению создания в стране собственной национальной платежной системы (НПС). В ответ на поручение президента Владимира Путина «рассмотреть и в течение одного месяца принять все необходимые решения» по предложениям Германа Грефа, Минфину, Минэкономики, Минкомсвязи и ФМС, а также первому зампреду правительства Игорю Шувалову и зампреду правительства Аркадию Дворковичу поручено обеспечить с участием Банка России и ОАО УЭК выполнение указания президента Пр-608 и доложить о результатах до 15 апреля.
Правительством прогнозируется срок всего от двух до шести месяцев на создание и запуск национальной платежной системы. Но многие эксперты сомневаются: перенастройка старого и покупка нового оборудования, программного обеспечения и лицензий — все это потребует огромных затрат времени (не меньше года) и денег.
«Не надо забывать, что вопрос развития карточной системы — это не только вопрос банков, но и сотен тысяч магазинов, сервисов, отелей, ресторанов, фитнесс-клубов…», — говорит главный редактор информационного агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт.
С мест также, практически ежедневно, идут разнообразные инициативы…
Например, Россия должна продавать свои товары Европе и Китаю только за рубли. Государственные корпорации «Газпром», «Роснефть» и «Рособоронэкспорт» в первую очередь должны отказаться от доллара.
«Давно назревшая тема — широкий переход к расчетам в рублях с нашими торговыми партнерами. Начинать надо немедленно. Не только с расчетами в рамках Таможенного союза и СНГ, но и в отношениях с нашими главными торговыми партнерами, такими как Китай и Западная Европа», — заявил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин на XXV съезде Ассоциации российских банков.
По его словам, переход на рублевые расчеты должен стать одной из ключевых задач для банковской системы, ЦБ РФ и правительства.
Но эксперты сомневаются в подобных поспешных выводах — ведь переход на рубль увеличит валютные риски и наверняка усложнит множество контрактов, где все равно будут указываться оговорки на обменный курс или курс за, скажем, баррель нефти в долларах.
Другими словами, все ближе и ближе российская экономика движется к финансовой автаркии, закрытой системе…
Иностранный и отечественный капитал реагируют на подобный вектор развития очень нервно.
В официальных материалах Центробанка сообщается, что отток капитала из России в первом квартале 2014 года составил $ 50,6 млрд. По сравнению с первым кварталом прошлого года, отток капитала из страны вырос в 1,8 раза. В январе — марте 2013-го российские банки и предприятия вывели за рубеж $ 27,5 млрд. Для сравнения: за весь 2013 год из России «утекло» $ 59,7 млрд, а годом ранее — $ 53,9 млрд. Минэкономразвития РФ ожидает, что по итогам года отток может достигнуть $ 100 млрд.
Если даже и удастся закрыть границы для утечки капитала, то уменьшатся доходность и устойчивость финансовых вложений граждан, а значит, снизятся и стимулы к сбережениям внутри страны. Кроме того, без давления международных финансовых рынков не будет и стимулов улучшать корпоративное управление и снижать политические риски.
Ведь проблем у инвесторов хватает — кроме низкой доходности и высокого риска, обусловленного отсутствием глобальной диверсификации, они страдают от незащищенности прав собственности. В конце концов, это повлияет и на стимулы к труду, особенно у высококвалифицированного среднего класса.
Зачем много работать, если необходимый минимум и так обеспечен, а безопасность и доходность сбережений обеспечить невозможно?
Получается самораскручивающаяся спираль: автаркия ведет к потере стимулов — без стимулов загнивает экономика — начинают искать врагов внутри страны и за ее пределами — автаркия усиливается…
Отметим, что эскалация санкций весьма опасна для экономики Татарстана. Внешнеэкономическая деятельность Татарстана носит ярко выраженный экспортный характер. И если товарооборот с США у республики незначительный (3,4\% от общего внешнеэкономического оборота), то вот на страны ЕС приходится 75,2\% от общего внешнеэкономического оборота.
Какие потери ожидаются в данном случае? Их можно подсчитать, вычитая объем чистого экспорта-импорта из ВРП Татарстана.
Если брать средний номинальный обменный курс доллара за 2013 год — 31,82 руб. за доллар, то получим чистое сальдо экспорта-импорта (Америка + страны ЕС) в 476 млрд руб., что составляет 31,3\% от прогнозируемого ВРП Татарстана в 2013 году (1 трлн 520 млрд рублей). Сможет ли регион возместить потерю одной трети экономики в условиях закрытой системы?
Альберт Бикбов,
руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: