Купить полис ОСАГО в Казани без допуслуг становится почти невозможно — у страховщиков «нет бланков». Этот стандартный ответ, произносимый сотрудниками страховых компаний с дежурной улыбкой, так раздражающий автомобилистов, последние слышат уже много месяцев. И если еще несколько недель назад на рынке можно было найти одного-двух «страховщиков-альтруистов», то теперь, как выражаются сами участники рынка, «мяса не будет». Очевидно, до тех пор пока страховые компании не получат повышения тарифов.
Сомнений в сговоре нет. Удивляет другое — прочность и сила «страхового братства». Изменить ситуацию на рынке и повлиять на страховые компании, откровенно нарушающие закон, по большому счету не могут ни ФАС, ни Роспотребнадзор, ни другие ведомства, призванные защищать права потребителей.
К примеру, на днях казанцы стали свидетелями «публичной порки» — УФАС по РТ обязало компанию Росгосстрах, продающую ОСАГО только при условии заключения еще и договора добровольного страхования жизни и здоровья, перечислить в федеральный бюджет многомиллионный штраф. «Довесы» к ОСАГО обошлись страховщику в 158 млн рублей. Антимонопольщикам поступили десятки жалоб от казанских водителей, однако в компании заявляют, что никаких допуслуг клиентам не навязывают и все происходит добровольно.
Добровольно-принудительно, поправляют автомобилисты и жалуются, что если несколько месяцев назад стоимость навязанных услуг составляла 300−400 рублей, то теперь в ряде случаев в 1,5−2 раза превышает стоимость самого полиса ОСАГО.
Сегодня, чтобы застраховаться быстро, придется переплатить — при покупке допуслуги полисы ОСАГО появляются у страховщиков чудесным образом. Может помочь и мощность движка машины, — больше всего страдают владельцы «слабеньких» авто мощностью до 100 л.с. из-за низкой стоимости ОСАГО. Также найдут страховщики полис и для проверенного клиента — однако и здесь придется заранее записаться в очередь на заветный бланк. Очереди придется ждать от одной до трех недель.
В «автогражданскую» битву включилось и министерство финансов РФ. Накануне ведомство выпустило разъяснения «в связи с участившимися обращениями граждан» на отказы страховщиков в продаже полисов ОСАГО и на навязывание дополнительных услуг.
В письме минфина в очередной раз констатируется известное всем утверждение, что в соответствии с законом страховая организация обязана оказывать эти услуги каждому, кто к ней обратился.
«Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить соответствующие услуги не допускается».
Минфин рекомендует автовладельцам идти в суд и дает практические советы, как можно купить полис без «довеса». Изучив рекомендации ведомства, автомобилисты заполонили интернет мнениями, что власти расписываются в собственном бессилии.
Вероятно, желание страховщиков, выражаясь понятным языком, «сделать все руками автовладельцев», которые должны «повлиять на законодателей» и ускорить принятие долгоиграющих поправок к закону об ОСАГО, в том числе и по тарифам, все же исполнится. Поскольку поток жалоб автолюбителей со всей страны в различные ведомства не иссякает и напряженность на рынке нарастает как снежный ком.
В завершение добавим, что наряду с ростом коэфициентов и тарифов по ОСАГО, чего так ожидают участники рынка, и сами «довесы» вполне могут перейти в разряд законных. «Страховщики должны получить легальную возможность присоединять дополнительные продукты к полисам ОСАГО», — полагает замминистра финансов России Алексей Моисеев, ссылаясь на стремление полностью либерализовать страховой рынок к 2020 году.
«Сейчас в стадии активного обсуждения введение электронного полиса по ОСАГО, объединения ОСАГО с другими продуктами — чтобы страховые компании при исполнении существующих стандартов и требований к ОСАГО могли бы добавлять к нему другие продукты», -цитирует «Прайм» чиновника, искренне полагающего, что «наличие таких продуктов было бы удобным как для страховщиков, так и для граждан».
Открываем кошелек шире.
Ранее на эту тему: Почему дорожает полис ОСАГО?
Юлия Амочаева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: