Новости
24 Марта 2015, 16:00

ОСАГО: тарифы компенсируют доступностью

В апреле ОСАГО подорожает на 40% - ЦБ РФ утвердил новые тарифы, расширил тарифный коридор и пообещал рынку «физическую доступность полисов». Между тем, последняя некоторым автовладельцам может и не понадобиться — эксперты полагают, что «драконовские» расценки в условиях кризиса могут побудить их отказаться от «автогражданки».

Банк России пересмотрел тарифы по ОСАГО — с 12 апреля базовый тариф вырастет на 40\%, при этом размер «тарифного коридора» расширен с 5 до 20 процентных пунктов. Региональный коэффициент в Татарстане пока что не меняется. Взамен регулятор обещает автовладельцам «физическую доступность полисов» и прекращение «увиливания» страховщиков от приема заявлений о страховых случаях.

ЦБ РФ: сегменту ОСАГО нужны новые тарифы

Собственное решение регулятор объясняет тем, что с 1 апреля увеличены выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Кроме того, существенно выросли цены на запчасти, материалы и ремонт, а территориальные коэффициенты оказались несбалансированными — в ряде регионов это привело к критическому снижению уровня финансовой доступности ОСАГО.

Система ОСАГО при прежних тарифах существовать больше не может, заявил регулятор, и принял решение о пересмотре тарифов, а также фактически установил планку их предельного роста.

«В среднем полис ОСАГО на легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, подорожает на 41 — 60\%. Ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более чем на 100\%», — подчеркивает ЦБ РФ и обещает страхователям взамен ряд преференций.

Источник: ЦБ РФ

«Страховое лобби» и его последствия

Страховые компании на повышение тарифов отреагировали сдержанно — рост они приветствуют, однако требуют от регулятора отказаться от тарифного регулирования в «автогражданке». Такой шаг, по их мнению, сделает цену равновесной, а качество услуги — более высокой.

«Базовый тариф по ОСАГО для легковых автомобилей, принадлежащих частным лицам, вырастет до 3432 — 4118 рублей. Но окончательные данные по региональным коэффициентам ЦБ РФ пока не озвучил. В любом случае, как обещает ЦБ РФ, ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента стоимость ОСАГО не повысится более чем на 100\%», — прокомментировала порталу TatCenter.ru решение регулятора замдиректора казанского филиала ОАО «СОГАЗ» Галина Полканова.

На данный момент, по ее словам, страховщики удовлетворены «конструктивной позицией» Центробанка, который, как полагают участники рынка, «досконально разобрался в проблемах отрасли и в его кризисном сегменте».

При этом Галина Полканова хоть и расценивает меру регулятора, как «серьезный шаг вперед на пути к полному отказу от тарифного регулирования в «автогражданке», однако полагает, что на фоне нововведений в закон об ОСАГО этого повышения тарифов компаниям по-прежнему будет недостаточно.

По словам президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, новые тарифы снимут вопрос убыточности ОСАГО также лишь на некоторое время.

«Выплаты по „автогражданке“ росли еще до первого увеличения тарифа (в октябре 2014 г., — ред.), они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки».

По мнению Юргенса, рынку нужна ежегодная переоценка тарифов, а в перспективе нужно и вовсе прийти к рыночному, свободному тарифу. «Тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены», — считает он.

В свою очередь, представители сообщества автовладельцев в соблюдении страховщиками баланса «цена-качество» сомневаются, говорят о сильнейшем «страховом лобби», привычках к сверхприбылям страховщиков и возможном отказе некоторых автолюбителей от «автогражданки».

«В отношении роста тарифов по ОСАГО могу сказать — победило сильнейшее „страховое лобби“. Страховщики привыкли к сверхприбылям, о массовой убыточности речи не идет — достаточно посмотреть на цифры», — заявил в беседе с корреспондентом портала TatCenter.ru региональный представитель Федерации автовладельцев РФ в Татарстане Рамиль Хайруллин.

«Рост тарифов может привести к тому, что какая-то часть автовладельцев, особенно в условиях кризиса, может отказаться от страховки. Есть категория водителей, которым проще заплатить штраф в 800 рублей, чем страховаться по новым тарифам».

Однако, Хайруллин подчеркивает, что массовым отказ от ОСАГО в Татарстане станет едва ли. «Не страховаться у большинства автовладельцев республики смелости не хватит», — говорит он и не исключает вероятность проведения в апреле-мае рейдов ГИБДД по проверке наличия у автовладельцев полисов ОСАГО.

ОСАГО в РТ: сборы и выплаты-2014

В завершение приведем статистику ЦБ РФ, которую автовладельцы и сами страховщики расценивают разнопланово.

В 2014 году сборы страховых компаний по ОСАГО в Татарстане выросли на 23,6\% и составили 4,8 млрд рублей (против 3,8 млрд рублей годом ранее).

На долю десяти крупнейших игроков в сегменте по объемам приходится более 80\% сборов — 3,9 млрд рублей. Бесспорными лидерами по сборам остаются «Россгострах», «Наско Татарстан» и «Аско» — каждый страховщик за год собрал в сегменте «автогражданки» более полумиллиарда рублей.

Впрочем, лидирует тройка и по выплатам [см.графику].

В целом же, по итогам 2014 года рост выплат страховщиков в Татарстане в сегменте ОСАГО составил 9\% — если в 2013 году компании выплатили автовладельцам 2,7 млрд рублей, то в прошлом году — уже почти 3 млрд рублей (2,951 млрд рублей).

Как пояснил порталу TatCenter.ru президент Союза страховщиков РТ Рустэм Сабиров, статистику прошлого года не нужно воспринимать буквально — реальное положение дел в сегменте ОСАГО станет очевидным по итогам 2015 года.

«На рост сборов повлияло увеличение с 1 октября тарифов по ОСАГО. А рост выплат пошел позже и реально будет виден в 2015 году», — настаивает он.

Кроме того, по словам Сабирова, в выплатах реально не фиксируются судебные издержки страховщиков, включая пени, штрафы, неустойки. «Это около 30\% к произведенным выплатам и в 2014 году эти расходы резко возросли. Изменение валютной курсовой разницы при ремонте машин начало ощущаться также только в конце года», — резюмирует страховщик.

Юлия Амочаева

Фото обложки: С. Портер / Ведомости

Новости
11 Декабря 2024, 14:20

Минюст РТ выявил 506 коррупционных факторов в муниципальных актах

Об этом сообщил замминистра юстиции республики Мухаррям Ибятов.

В ходе экспертизы, проведенной минюстом Татарстана в текущем году, было обнаружено 506 коррупциогенных факторов в 257 муниципальных актах. Об этом сообщил замминистра юстиции республики Мухаррям Ибятов на заседании Комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению.

Ибятов рассказал, что министерство проверило более 20 тыс. муниципальных актов, в 120 из которых обнаружило несоответствия законодательству. Ведется мониторинг процесса устранения этих несоответствий. Согласно данным за прошлый год, все противоречия были полностью устранены. За десять месяцев текущего года показатель обнаруженных несоответствий составил 29%. По его словам, каждый год в регистр муниципальных нормативных правовых актов поступает более 30 тыс. документов. В настоящее время система содержит 313 тыс. актов органов местного самоуправления Татарстана.

Ранее TatCenter писал, что в Татарстане шесть арбитражных управляющих были дисквалифицированы после получения 275 жалоб на их бездействие в процессе банкротства.

Ибятов Мухаррям Мансурович

Заместитель министра юстиции РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: