Проект стоимостью 50 млн евро будет профинансирован польской стороной, которая надеется удовлетворить спрос керамогранита не только в республике, но и со временем занять десятую часть российского рынка.
Эксперты считают намерение Opoczno открыть производство в России оправданным, но сомневаются в успешности проекта в Татарстане, указывая на отсутствие у польских инвесторов собственного оборудования, а у республики — сырьевой базы для выпуска керамической плитки. Генеральный директор компании Opoczno по РФ, Украине и странам СНГ Лешек Буслович завершил в Казани переговоры с представителями профильных министерств Татарстана по поводу строительства на территории республики завода по выпуску керамогранитной плитки. Встречи прошли при поддержке польского правительства — в эти дни в Казани продолжается деловой форум «Бизнес-Польша», на котором присутствует заместитель министра экономики Польши Анджей Качмарек. Господин Качмарек подтвердил информацию о ведущихся переговорах, но раскрывать подробности проекта отказался. По словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Андрея Ясько, речь идет о создании производства мощностью 10 млн кв. м керамогранитной плитки в год. Инвестиции в проект оцениваются в 50 млн евро — их готова в полном объеме предоставить польская сторона.
Компания Opoczno является крупным производителем керамической плитки в Польше, занимает на нем более 25%. Располагает 3 заводами в Польше и 1 в Литве (AB Dvarcioniu Keramika) общей мощностью 31 млн кв. м плитки в год.
По словам господина Ясько, республиканские власти заинтересованы в проекте Opoczno: собственного производства керамической плитки в РТ, как и в близлежащих регионах, нет, а потребности республики в этой продукции оцениваются в 2−3 млн кв. м в год. Стороны договорились, что в течение нескольких недель республиканские власти подберут инвестору 4−5 площадок под будущее производство — каждая из них должна иметь площадь не менее 25 га и быть обеспечена основными коммуникациями (подъездными дорогами, газо- и водопроводом, электроэнергией). После выбора площадки стороны, как предполагается, подпишут соответствующее соглашение.
Спрос на керамическую плитку на российском рынке с учетом повсеместного строительного бума постоянно растет. По оценочным данным, начиная с 2000 года потребности в этой продукции ежегодно увеличиваются в среднем на 7 млн кв. м и сейчас составляют более 100 млн кв. м. При этом дефицит внутреннего производства на четверть покрывается за счет импорта.
По данным самой компании, в конце 2005 года ее прибыль снизилась более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом — из-за усиления конкуренции она потеряла 12% польского рынка сбыта. Opoczno заинтересована в экспансии на другие рынки. Для этого в этом году компания открыла свои представительства в Москве и Киеве.
Участники рынка сомневаются в успешности первого российского проекта Opoczno.
Альмир Салахов, президент Ассоциации производителей керамики РТ:
— Польские производители не располагают ни собственным технологическим оборудованием (производство Opoczno в основном оснащено итальянским оборудованием), ни каким-либо ноу-хау по выпуску керамической плитки. Все разработки на этом рынке принадлежат итальянским, немецким и французским компаниям, поэтому я сомневаюсь в конкурентоспособности польского проекта в республике.
К потенциальным недостаткам проекта участники рынка относят также отсутствие в Татарстане необходимого сырья. По словам специалистов республиканского Министерства строительства архитектуры и ЖКХ, на территории РТ, как и в соседних регионах, нет ни запасов необходимого качества глины, ни других компонентов, пригодных для производства керамогранитной плитки. Во многом по этой причине в начале 90-х годов в Высокогорском районе РТ провалился проект запуска завода мощностью 800 тыс. кв. м плитки в год. Корпус завода построили, но производство так и не было запущено из-за отсутствия сырья и финансирования.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: