Пока же, несмотря на то что ситуация с чистотой атмосферного воздуха в Казани остается нормальной, постоянно растущее количество автотранспорта вызывает некоторые опасения. Особенно неутешительным обстоятельством в этой связи выступает то, что отечественные автомобили изначально не приспособлены сохранять чистоту воздуха. Однако на решении этой проблемы действия экологов никак не отразятся — решать ее должно государство, ведь трансформировать всю систему машиностроения в России больше никому не под силу.
Экологи РТ, однако, решали и продолжают решать свои, экологические задачи. Например, ежегодно на территории Республики Татарстан проводят операцию «Чистый воздух». И, как выясняется, делают это не зря. Директора предприятий теперь не только помнят о том, что в случае нарушений экологического законодательства им придется заплатить весьма приличный штраф, но теперь уже и понимают, что отвечать экологическим требованиям — это хороший тон.
На более глубокое и полное осознание ими серьезности проблемы, безусловно, влияет регулярность и обязательность экологических проверок. Так, в рамках операции «Чистый воздух» в 2004 г. проверено специалистами территориальных отделений Минэкологии РТ, специалистами Татарского республиканского отделения Российской транспортной инспекции и специалистами Управления по борьбе с правонарушителями в области охраны окружающей среды МВД РТ 210 автотранспортных предприятий, автотранспортных цехов и станций технического обслуживания автомобилей (против 213 в 2003 г.). На балансе этих предприятий насчитывается 11 784 автомобиля, из которых только 29 работают на сжатом природном газе, 371 — на сжиженном нефтяном газе. На всех обследованных предприятиях имеется только 72 газоанализатора для проверки автомашин на токсичность и 63 дымомера для проверки дизельных автомашин на дымность.
А из проверенных 1716 бензиновых автомашин превышения установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах отмечены у 138 (8,0%), а из проверенных 1596 дизельных автомашин — повышенная дымность отмечена у 197 (12,3%).
В общей сложности в ходе проведения операции в республике подвергнуто контролю было 3346 автомашин (против 4393 в 2003 г.), из них не соответствовало норме 336, или всего 10,0% (против 15,2% в 2003г).
Наибольшее количество превышений установленных норм токсичности и дымности выявлено на: МУП «ПАТП-3» (40%), МУП «ПАТП-4» (39%), ЗАО «КПОГАТ-3» (40%), ОАО «Зеленодольское ГАТП» (40%), ГУП «Лаишевская птицефабрика» (50%).
Для того чтобы восстановить статус-кво, к нарушителям действующего природоохранного законодательства участниками инспекций были назначены следующие меры:
- на 96 должностных лиц наложены штрафы в размере 56 250 руб. (в 2003 г. — 127 на сумму 81 300 руб.);
- на 12 юридических лиц наложены штрафы в размере 180 000 руб. (в 2003 г. — 12 на сумму 245 000 руб.);
- 26 предприятиям предъявлены иски о возмещении вреда на сумму 453 294,59 руб. (в 2003 г. — 50 на сумму 767 577,93 руб.)
В целом же, количество проверок (а также и проверенных объектов), выполненных по Министерству в целом, по сравнению с 9 месяцами предыдущего года снизилось почти на 10% (в 2003 г. за 9 мес. было выполнено 3842 поверок 2311 предприятий). И такое положение дел наблюдается почти по всем отраслям промышленности. Однако уменьшение числа проверок можно объяснить их комплексным характером и это подтверждается тем, что по вопросам охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов, биологических ресурсов было проверено объектов больше, чем за 9 месяцев 2003 г. Причем одной из важных особенностей отчетного периода является существенное увеличение числа выявленных нарушений (в 1,3 раза) даже при некотором уменьшении числа проверенных объектов (с 2300 до 2036).
Увеличилось также количество устраненных нарушений (3853 против 3104), что составило 70% (74,7% в предыдущем году). По сравнению с тем же периодом 2003 г. несколько снизилось количество выполненных предписаний (2892 против 3035). Таким образом, процент выполненных предписаний снизился уже заметно до 79,1% (против 87%).
Следствием роста выявленных нарушений стало и увеличение в 1,4 раза количества составленных протоколов (2190 против 1597), примененных к нарушителям мер административного воздействия (штрафы и иски), а также материалов напр
авленных в прокуратуру и судебные органы (334 против 270).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: